18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Недооцененные: сколько государство платит художникам за заказы

Марк Титчнер. «CGP». Инсталляция.  2014. Лондон. Фото: Vilma Gold
Марк Титчнер. «CGP». Инсталляция. 2014. Лондон.
Фото: Vilma Gold
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Результаты опроса среди британских художников стали очередным доказательством того, что власти их не ценят: в рейтинге заработка выпускников британских вузов искусство оказалось на нижней строке

Самыми низкооплачиваемыми работниками в секторе британского паблик-арта зачастую оказываются именно те, кто создает произведения искусства. К такому отрезвляющему выводу пришли авторы недавно опубликованного отчета Structurally F-cked, посвященного условиям труда художников. В основу отчета, подготовленного по заказу a-n — крупнейшей в Великобритании ассоциации художников, легли собранные на платформе Artist Leaks анонимные ответы 104 респондентов на вопросы, касающиеся их работы над государственными заказами в Великобритании.

Полученные данные неутешительны. Художники в среднем получают £2,60 в час, что значительно меньше минимальной заработной платы в Соединенном Королевстве, составляющей £9,50 в час (на момент проведения исследования). Зачастую расчет производится однократной выплатой, и 74% респондентов отметили, что итоговый гонорар не соответствует потраченному времени.

«Это суровое напоминание об эфемерности художественной карьеры», — говорит Джули Ломакс, старший исполнительный директор ассоциации a-n, в которую входит около 30 тыс. художников. «Устойчивость рынка можно поддерживать и следить, чтобы рыночный пузырь не лопнул. Проблема в государственном секторе», — подчеркивает она, помня о том, что, согласно последнему ежегодному отчету Art Basel и UBS, в 2022 году Британия вернулась на второе место в рейтинге крупнейших арт-рынков мира. «Недофинансирование искусства носит системный характер», — добавляет Ломакс.

По данным отчета, с 2008 года государственное финансирование искусств в Британии сократилось на 35%, а на местном уровне — на 45%. В Англии искусство финансируется через разрозненные гранты от Министерства цифровых технологий, культуры, средств массовой информации и спорта с дополнительной поддержкой от местных властей.

Художник Доминик Аллан (известный как Dominic from Luton) делится опытом работы над проектом по государственному заказу в западной части Англии: «Платили мало. Проект отменили в последний момент после года работы. Оставшиеся средства, 50%, пустили на мероприятия организации-заказчика. Никакого профессионализма. На просьбу художника заключить контракт организация ответила отказом».

Работа Джаде Фадоджутими на Ливерпульской биеннале 2021. Фото: Stuart Whipps/ Liverpool Biennial
Работа Джаде Фадоджутими на Ливерпульской биеннале 2021.
Фото: Stuart Whipps/ Liverpool Biennial

В 2020 году Институт фискальных исследований и Министерство образования опубликовали результаты совместного отчета, подкрепившие представление о художественном образовании как о «малоценном»: в рейтинге заработка выпускников британских вузов искусство оказалось на нижней строке. Это лишь подтвердило выводы правительственного «Обзора образования после 18 лет и его финансирования», подготовленного в 2019 году под руководством бывшего инвестиционного банкира Филипа Огара и показавшего, что из всех сфер образования правительству дороже всего обходится искусство — из-за количества невыплаченных кредитов на обучение. Признавая, что искусство «вносит весомый вклад в экономику», авторы отчета задаются вопросом о том, является ли «огромное количество студентов», выбирающих эту специализацию, «оправданной тратой денег налогоплательщиков».

В 2021 году правительство Соединенного Королевства приступило к реализации плана, предусматривающего 50%-ное сокращение финансирования образования в сфере искусства и дизайна. Газета Guardian приводила слова близкого к правительству источника о том, что «Министерство финансов обеспокоено отрицательными прибылями художественных специальностей».

По данным самого правительства, в 2021 году так называемые креативные индустрии принесли экономике Великобритании £109 млрд. В тот же год сектор финансовых услуг принес £174 млрд. При этом, как отмечает в своей новой книге The Crisis of Democratic Capitalism («Кризис демократического капитализма») старший экономический обозреватель газеты Financial Times Мартин Вулф, «финансовый сектор тратит и человеческий, и реальный ресурс. Это в значительной степени механизм извлечения ренты». Было ли спасение банков, обошедшееся в £137 млрд в 2007–2009 годах, оправданной тратой денег налогоплательщиков?

На этом фоне имеет смысл обратить внимание на множество художников, отлично зарабатывающих в частном секторе. К верхнему сегменту этого рынка относится молодая востребованная британская художница Джаде Фадоджутими. В октябре прошлого года галерея Gagosian полностью посвятила ей свой стенд на ярмарке Frieze London, и все шесть новых абстрактных полотен Фадоджутими ушли по £500 тыс. каждое. Если галерея и художница поделили выручку в традиционном соотношении 50 на 50, то только от продажи работ на одном стенде одной художественной ярмарки Фадоджутими заработала £1,5 млн. «Она молодец, — говорит Ломакс, — но таких художников очень мало».

Это, конечно, справедливое замечание, однако стабильный рост цен на работы востребованных авторов на первичном рынке позволяет значительному числу британских художников, многим из которых нет и 40 лет, зарабатывать не меньше £200 тыс. в год только на галерейных продажах.

Зара Хуссейн. Динамический квадрат, серия IV. 2018. Фото: Grosvenor Gallery
Зара Хуссейн. Динамический квадрат, серия IV. 2018.
Фото: Grosvenor Gallery

А в более низком ценовом сегменте художникам без представительства в галереях помогают соцсети и такие онлайн-инициативы, как Artist Support Pledge (ASP). Как рассказывает основатель ASP Мэтью Берроуз, с момента запуска в 2020 году его портал помог тысячам художников продать работы на общую сумму более £100 млн.

«Я не думала, что мои работы будут продаваться, но ошиблась. Спрос рос словно снежный ком. У меня даже появились листы ожидания», — рассказывает Зара Хуссейн, живущая и работающая в Лондоне художница, чье творчество вдохновлено геометрией исламского искусства. В минувшем году она заработала около £35–40 тыс. и вошла в пул лондонской Grosvenor Gallery, которая с успехом представила ее работы на ярмарке Art Dubai.

«Чтобы зарабатывать на своем творчестве, нужно иметь деловой склад ума. Нельзя просто сидеть и ждать, когда к тебе придет какая-нибудь галерея», — уверена Хуссейн. Недавно она создала для лондонского отделения американского рекламного агентства Wieden + Kennedy световой объект к Рамадану, за работу над которым получала £300 в день на протяжении пяти дней.

Но некоторые художники наперекор всему не намерены отказываться от сотрудничества с публичными площадками. Марк Титчнер, вошедший в шорт-лист Премии Тёрнера в 2006 году, говорит, что любит создавать искусство для «наших общих пространств». Сейчас в клубе «Дом святого Барнабаса» в Сохо идет выставка его загадочных картин в духе Она Кавары, организованная совместно с галереей Changing Room; прибыль будет направлена на помощь бездомным. «Мы видим, в каком направлении движется финансирование искусства, — говорит Титчнер. — Многие общаются с художниками по принципу „если ты не возьмешься за эту работу на этих условиях, мы найдем другого исполнителя“».

Впрочем, отчет содержит и практические рекомендации художникам, как улучшить свои условия работы и оплату труда даже на фоне сокращения государственного финансирования: войти в профсоюз, защитить себя контрактом, записывать количество потраченных на работу часов и перестать работать бесплатно.

«Художникам нужно взять на себя коллективную ответственность, — говорит Ломакс. — Выстроить новую экономику обмена вполне реально».  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+