Самыми низкооплачиваемыми работниками в секторе британского паблик-арта зачастую оказываются именно те, кто создает произведения искусства. К такому отрезвляющему выводу пришли авторы недавно опубликованного отчета Structurally F-cked, посвященного условиям труда художников. В основу отчета, подготовленного по заказу a-n — крупнейшей в Великобритании ассоциации художников, легли собранные на платформе Artist Leaks анонимные ответы 104 респондентов на вопросы, касающиеся их работы над государственными заказами в Великобритании.
Полученные данные неутешительны. Художники в среднем получают £2,60 в час, что значительно меньше минимальной заработной платы в Соединенном Королевстве, составляющей £9,50 в час (на момент проведения исследования). Зачастую расчет производится однократной выплатой, и 74% респондентов отметили, что итоговый гонорар не соответствует потраченному времени.
«Это суровое напоминание об эфемерности художественной карьеры», — говорит Джули Ломакс, старший исполнительный директор ассоциации a-n, в которую входит около 30 тыс. художников. «Устойчивость рынка можно поддерживать и следить, чтобы рыночный пузырь не лопнул. Проблема в государственном секторе», — подчеркивает она, помня о том, что, согласно последнему ежегодному отчету Art Basel и UBS, в 2022 году Британия вернулась на второе место в рейтинге крупнейших арт-рынков мира. «Недофинансирование искусства носит системный характер», — добавляет Ломакс.
По данным отчета, с 2008 года государственное финансирование искусств в Британии сократилось на 35%, а на местном уровне — на 45%. В Англии искусство финансируется через разрозненные гранты от Министерства цифровых технологий, культуры, средств массовой информации и спорта с дополнительной поддержкой от местных властей.
Художник Доминик Аллан (известный как Dominic from Luton) делится опытом работы над проектом по государственному заказу в западной части Англии: «Платили мало. Проект отменили в последний момент после года работы. Оставшиеся средства, 50%, пустили на мероприятия организации-заказчика. Никакого профессионализма. На просьбу художника заключить контракт организация ответила отказом».
В 2020 году Институт фискальных исследований и Министерство образования опубликовали результаты совместного отчета, подкрепившие представление о художественном образовании как о «малоценном»: в рейтинге заработка выпускников британских вузов искусство оказалось на нижней строке. Это лишь подтвердило выводы правительственного «Обзора образования после 18 лет и его финансирования», подготовленного в 2019 году под руководством бывшего инвестиционного банкира Филипа Огара и показавшего, что из всех сфер образования правительству дороже всего обходится искусство — из-за количества невыплаченных кредитов на обучение. Признавая, что искусство «вносит весомый вклад в экономику», авторы отчета задаются вопросом о том, является ли «огромное количество студентов», выбирающих эту специализацию, «оправданной тратой денег налогоплательщиков».
В 2021 году правительство Соединенного Королевства приступило к реализации плана, предусматривающего 50%-ное сокращение финансирования образования в сфере искусства и дизайна. Газета Guardian приводила слова близкого к правительству источника о том, что «Министерство финансов обеспокоено отрицательными прибылями художественных специальностей».
По данным самого правительства, в 2021 году так называемые креативные индустрии принесли экономике Великобритании £109 млрд. В тот же год сектор финансовых услуг принес £174 млрд. При этом, как отмечает в своей новой книге The Crisis of Democratic Capitalism («Кризис демократического капитализма») старший экономический обозреватель газеты Financial Times Мартин Вулф, «финансовый сектор тратит и человеческий, и реальный ресурс. Это в значительной степени механизм извлечения ренты». Было ли спасение банков, обошедшееся в £137 млрд в 2007–2009 годах, оправданной тратой денег налогоплательщиков?
На этом фоне имеет смысл обратить внимание на множество художников, отлично зарабатывающих в частном секторе. К верхнему сегменту этого рынка относится молодая востребованная британская художница Джаде Фадоджутими. В октябре прошлого года галерея Gagosian полностью посвятила ей свой стенд на ярмарке Frieze London, и все шесть новых абстрактных полотен Фадоджутими ушли по £500 тыс. каждое. Если галерея и художница поделили выручку в традиционном соотношении 50 на 50, то только от продажи работ на одном стенде одной художественной ярмарки Фадоджутими заработала £1,5 млн. «Она молодец, — говорит Ломакс, — но таких художников очень мало».
Это, конечно, справедливое замечание, однако стабильный рост цен на работы востребованных авторов на первичном рынке позволяет значительному числу британских художников, многим из которых нет и 40 лет, зарабатывать не меньше £200 тыс. в год только на галерейных продажах.
А в более низком ценовом сегменте художникам без представительства в галереях помогают соцсети и такие онлайн-инициативы, как Artist Support Pledge (ASP). Как рассказывает основатель ASP Мэтью Берроуз, с момента запуска в 2020 году его портал помог тысячам художников продать работы на общую сумму более £100 млн.
«Я не думала, что мои работы будут продаваться, но ошиблась. Спрос рос словно снежный ком. У меня даже появились листы ожидания», — рассказывает Зара Хуссейн, живущая и работающая в Лондоне художница, чье творчество вдохновлено геометрией исламского искусства. В минувшем году она заработала около £35–40 тыс. и вошла в пул лондонской Grosvenor Gallery, которая с успехом представила ее работы на ярмарке Art Dubai.
«Чтобы зарабатывать на своем творчестве, нужно иметь деловой склад ума. Нельзя просто сидеть и ждать, когда к тебе придет какая-нибудь галерея», — уверена Хуссейн. Недавно она создала для лондонского отделения американского рекламного агентства Wieden + Kennedy световой объект к Рамадану, за работу над которым получала £300 в день на протяжении пяти дней.
Но некоторые художники наперекор всему не намерены отказываться от сотрудничества с публичными площадками. Марк Титчнер, вошедший в шорт-лист Премии Тёрнера в 2006 году, говорит, что любит создавать искусство для «наших общих пространств». Сейчас в клубе «Дом святого Барнабаса» в Сохо идет выставка его загадочных картин в духе Она Кавары, организованная совместно с галереей Changing Room; прибыль будет направлена на помощь бездомным. «Мы видим, в каком направлении движется финансирование искусства, — говорит Титчнер. — Многие общаются с художниками по принципу „если ты не возьмешься за эту работу на этих условиях, мы найдем другого исполнителя“».
Впрочем, отчет содержит и практические рекомендации художникам, как улучшить свои условия работы и оплату труда даже на фоне сокращения государственного финансирования: войти в профсоюз, защитить себя контрактом, записывать количество потраченных на работу часов и перестать работать бесплатно.
«Художникам нужно взять на себя коллективную ответственность, — говорит Ломакс. — Выстроить новую экономику обмена вполне реально».