В последние годы устраивается все больше выставок, посвященных нашим великим купеческим династиям. У всех на памяти блокбастеры про братьев Щукиных и Морозовых, а прямо сейчас в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проходит выставка, в центре которой фигура Николая Рябушинского — мецената, издателя и живописца. И вот еще одна, и тоже о Морозовых — но только об их прекрасной половине.
Открывается выставка в Государственном музее-заповеднике «Горки Ленинские». После того как его прошлым летом возглавила Алиса Бирюкова, здесь пытаются хотя бы немного отстраниться от Ленина — своей основной темы, узковатой и, конечно, вышедшей из моды. Однако перешибить харизму вождя крайне сложно. В качестве эксперимента в музее пробуют ввести нового «гения места». Кандидатура лежит на поверхности — последняя дореволюционная владелица этой усадьбы, Зинаида Морозова (1867–1947), жена мецената Саввы Морозова, женщина сильного характера и роскошных вкусов.
Глобальный биографический проект о ней, видимо, в планах «Горок» — пока же решили сделать легкую летнюю выставку об одном аспекте ее личности — любви к цветам. Продав после смерти Саввы Тимофеевича знаменитый особняк на Спиридоновке, Зинаида Григорьевна поселилась с новым мужем за городом. Теперь ее окружали цветочки везде: за окном, на обоях, в обивке мебели. Но в особенности на посуде (она обожала фарфор и собрала его огромную коллекцию). Вдобавок Морозова активно занялась садоводством — при ней усадьба Горки поставляла цветы в десяток московских магазинов. Хозяйка наполнила оранжереи пальмами, которые летом выставляли на открытый воздух. Пальмы, кстати, вместе с прочей обстановкой были унаследованы Лениным, осеняя его инвалидное кресло. И пережили его: многие из этих деревьев дотянули до 1980-х!
Выставку назвали «Пальмы и розы Зинаиды Морозовой», но есть здесь и вторая героиня — дочь Зинаиды Мария Морозова (1888–1921), продолжавшая жить с матерью и разделявшая ее интересы. Мария Саввишна была художницей-любительницей, входила в абрамцевский кружок. Одно из редких ее изображений — фотография за лепкой бюста Саввы Мамонтова (сам бюст, увы, утрачен).
«Впрочем, это выставка не про судьбу двух конкретных женщин, — рассказывает куратор Софья Багдасарова, — а все же про то, какую важную роль в их быте и в жизни их современниц играла тема цветов. Дамы и барышни Серебряного века постоянно окружали себя живыми цветами, надевали платья с флоральными орнаментами. Поэтому, помимо живописи и графики, в нашем проекте так много предметов материального мира, от фарфора до шарфиков».
Разнообразие цветочного орнамента 1880–1910-х — ботаническая иллюстрация и викторианская английская роза, абрамцевские псевдорусские «дички» и отточенные арабески эпохи модерна — на выставке показано с помощью подлинных мемориальных предметов, живописи и графики Станислава Жуковского, Константина Коровина, Елены Поленовой, Константина Юона, Марии Якунчиковой, майолик Михаила Врубеля, фарфора, мебели, а также уникальных образцов текстиля, предоставленных Университетом им. А.Н.Косыгина.
«Изучив ее вещи, мы поняли, что Зинаида Григорьевна любила неорококо, — говорит Багдасарова. — Забавно: Савва Морозов всем говорил, что шехтелевский особняк на Спиридоновке он построил для жены. Но тот мир, который она создала для себя после его смерти, — это ему полное стилистическое противопоставление. Истинное воплощение мягкости, женственности, роскоши и избыточности. Такой получилась и выставка — повседневность дамы La Belle Époque».
Государственный музей-заповедник «Горки Ленинские»
«Пальмы и розы Зинаиды Морозовой»
С 24 июня по 22 октября