18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мирон Мержанов, личный архитектор Сталина: от фавора до опалы

Дача И.С.Сталина, расположенная на территории санатория "Зеленая роща", построенная по проекту Мирона Мержанова. Фото: ТАСС
Дача И.С.Сталина, расположенная на территории санатория "Зеленая роща", построенная по проекту Мирона Мержанова.
Фото: ТАСС
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Он проектировал дачи для высшего советского руководства, но впал в немилость и сполна испытал на себе действие государственной репрессивной машины. Фигура Мержанова в этой документальной биографии преподнесена общими усилиями его сына и внука

Перед нами первая подробная биография Мирона Мержанова (1895–1975), личного архитектора Сталина. Дальний родственник Ивана Айвазовского, до революции получивший образование в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге и сделавший первые шаги в архитектурной профессии в родном Ростове-на-Дону, в 1929 году Мержанов выиграл всесоюзный конкурс на проектирование санатория Красной армии в Сочи. Тогда это был самый большой (на 700 человек) и роскошный (его называли «замком здоровья») санаторий в СССР: он располагался на 75 га рукотворного субтропического парка и включал даже театр на 1 тыс. человек. В 1937-м проект получил Гран-при Всемирной выставки в Париже.

Борис Мержанов, Сергей Мержанов. «Мирон Мержанов и его время». М.: Буки Веди, 2023. 357 с., ил.
Борис Мержанов, Сергей Мержанов. «Мирон Мержанов и его время». М.: Буки Веди, 2023. 357 с., ил.

Мирона Мержанова перевели в Москву, он стал главным архитектором хозуправления ЦИК. Одному только Сталину он построил четыре дачи (в Кунцеве, Сочи, Гаграх и Гудауте), всего же для членов Политбюро и наркомов возвел 34 спецобъекта. До сих пор считалось, что интерьерного дизайна (речь об особом искусстве — частном роскошном интерьере) в Советской России не было. Оказывается, был. Дома сдавались под ключ, автор-архитектор отвечал за все: общую кубатуру, садово-парковый дизайн, внутреннюю планировку и декораторские отделки вплоть до ковров, каминов и оконных шпингалетов. Рассказывать об этих работах, тем более фотографировать их результаты, категорически запрещалось, и это одна из причин того, что Мержанов известен меньше современников — архитекторов Бориса Иофана или Алексея Щусева. Было даже забыто, что Мирон Иванович разработал дизайн звезды Героя Советского Союза, чья изысканная лаконичная форма впечатляет до сих пор, а также то, что он был одним из соавторов Дома архитекторов в Гранатном переулке.

За выдающиеся заслуги Мержанова вначале осыпали благами (квартира в Романовом переулке в двух шагах от Кремля, личный автомобиль и прочее), а в 1943 году репрессировали. Под маховик репрессий попали его жена, позже погибшая в лагере, и сын. Последний, проведя в заключении четыре года, вернулся к мирной жизни, стал архитектором. Сам же Мирон Иванович, даже будучи зэком, продолжал работать по специальности — строил общественные здания в Комсомольске-на-Амуре. В конце 1950-х его на два года вернули в Москву — проектировать санаторий имени Дзержинского в Сочи, но затем отправили обратно в магаданские лагеря. После смерти Сталина, освободившись, Мержанов на семь лет задержался в Красноярске, где создал архитектурно-проектный институт «Крайпроект». Последние 20 лет провел в Москве: его реабилитировали, он работал.

Санаторий им. Ворошилова, построенный по проекту Мирона Мержанова.  Фото: www.sochi.com
Санаторий им. Ворошилова, построенный по проекту Мирона Мержанова.
Фото: www.sochi.com

Книга написана на основе дневников сына архитектора — Бориса Мержанова (1929–2006). Записи сложил в повествование внук, Сергей Мержанов (1959–2022), чья жизнь безвременно оборвалась совсем недавно из-за ковида. Сами архитекторы, они относились к наследию отца и деда с большим пиететом. Но, помимо огромного количества фактов о Мироне Ивановиче и его проектах, книга интересна описанием волшебной жизни Бориса — мальчика из привилегированной советской семьи, который учился в одном классе с Натаном Эйдельманом и Алексеем Баталовым, дружил с Сергеем Хрущевым, в неформальной обстановке общался с Иваном Папаниным и Юрием Гагариным. Борис Мержанов один раз разговаривал со Сталиным и даже умудрился попасть на его похороны, оказавшись рядом с гробом в Колонном зале в марте 1953-го.

Книга подкупает беззлобным тоном. Советская репрессивная машина не пощадила эту семью, однако Мержановы не считали себя жертвами и относились к ударам судьбы стоически. Борис Миронович написал книгу о столетии, как он выразился, «страшном и одновременно прекрасном». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+