18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В древнем суданском городе найдены уникальные христианские росписи

Настенные изображения, обнаруженные в старой Донголе, могут скорректировать представления ученых о нубийской цивилизации. Фото: Alamy/Legion media
Настенные изображения, обнаруженные в старой Донголе, могут скорректировать представления ученых о нубийской цивилизации.
Фото: Alamy/Legion media
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Обнаруженный в Старой Донголе выдающийся образец христианского искусства содержит изображения с не встречавшейся прежде иконографией. Теперь этот памятник оказался под угрозой из-за вооруженного конфликта в Судане

Ранним утром 14 апреля жители Хартума, столицы Судана, услышали звуки минометной и артиллерийской стрельбы: между государственной армией под командованием генерала Абделя Фаттаха аль-Бурхана и военизированной группировкой, известной как «Силы быстрого реагирования», во главе которой стоит Мухаммад Хамдан Дагло, разгорелся ожесточенный бой.

Идущие боевые действия ставят под угрозу не только жизнь мирного населения страны, но и ценности иного рода. Например, уникальную сокровищницу христианского искусства, которую группа археологов под руководством польских специалистов несколько месяцев назад обнаружила в Старой Донголе, древнем городе в песчаной пустыне на севере Судана. С VI века Старая Донгола была столицей коптского царства Макурия, площадь которого на пике его могущества равнялась территориям Испании и Франции вместе взятых. Город обладал богатой культурой и процветал благодаря тесным торговым связям с Египтом. Считается, что столица этого царства была и центром власти христианских архиепископов.

«Объект не под угрозой, по крайней мере пока. Но никто не знает, в каком направлении ситуация в Судане будет развиваться, — говорит польский археолог Артур Облуский. — Старая Донгола находится приблизительно в 300 км к северу от Хартума, основного театра военных действий в борьбе за власть в этой бедной стране. Мы разбили рядом с объектом лагерь и предложили укрыться там нашим знакомым семьям из Хартума».

Обнаруженная три года назад церковь, возможно, самая большая из когда-либо найденных в Нубии. Фото: M. Reklajtis/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw
Обнаруженная три года назад церковь, возможно, самая большая из когда-либо найденных в Нубии.
Фото: M. Reklajtis/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw

Артур Облуский специализируется на христианской Нубии и возглавляет Польский центр средиземноморской археологии при Варшавском университете. Именно его экспедиция обнаружила потайной комплекс помещений, украшенных изображениями с древней христианской иконографией. Облуский полагает, что эти произведения, вероятно, были призваны помочь царю Макурии в трудный час.

На помещения «неожиданно наткнулись», по словам археолога, когда раскопки велись под остатками частных домов периода Фунджа (XVI–XIX века). Дома располагались рядом с самой крупной из нубийских христианских церквей; ее нашли три года назад благодаря технологии дистанционного зондирования и идентифицировали как Большую церковь Христа.

«Мы полагаем, что эти залы могли служить мемориальным комплексом, посвященным представителям макурианской элиты или даже царской семьи», — говорит Облуский. Одна из комнат имеет форму гробницы и украшена росписями и текстами, на основании которых можно предположить, что изначально она использовалась в качестве хранилища Святых Даров для причастия. С южной стороны археологи обнаружили еще две расписанные комнаты, с западной — более обширное помещение, которое когда-то было увенчано куполом. Работы пока не закончены; руководитель экспедиции надеется завершить раскопки к осени, если позволят обстоятельства.

Куполообразное сооружение к востоку от церковной апсиды может быть могилой архиепископа. Фото: A. Wujec/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw
Куполообразное сооружение к востоку от церковной апсиды может быть могилой архиепископа.
Фото: A. Wujec/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw

Композиция одной из росписей, украшающих комнату-гробницу, прежде не встречалась в христианской иконографии нигде в мире. По словам Облуского, это уникальное произведение, которое может изменить наши представления о расцвете и упадке Макурии и христианства в целом на территории современного Судана. «Большинство ученых, специализирующихся на византийском периоде и искусстве той эпохи, пренебрегают нубийской цивилизацией, считая ее африканской периферией, не заслуживающей пристального внимания», — говорит археолог.

На росписи изображен архангел Гавриил, обнимающий царя, который, в свою очередь, целует руку Христа в облаке. «При изображении контакта простых смертных со святыми или Христом, в особенности в позднеантичном искусстве, этот контакт никогда не бывает непосредственным. Смертные лишь касаются одежд или накидки», — объясняет Облуский.

Изображения сопровождаются надписями, которые удалось расшифровать. В них несколько раз упоминается царь по имени Давид и содержатся обращения к Богу с просьбой защитить город. Этим городом, по-видимому, и была Старая Донгола, а упомянутый царь Давид, вероятно, тот, кто изображен на фреске. Давид был одним из последних правителей христианской Макурии. В 1275 году он по неизвестным причинам решил пойти войной на Египет. В ответ египетская армия мамлюков вторглась в Нубию, и в 1276 году Старая Донгола была разграблена впервые в своей истории.

Вид с высоты птичьего полета на испытательную траншею в апсиде собора. Фото: A. Chlebowski/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw
Вид с высоты птичьего полета на испытательную траншею в апсиде собора.
Фото: A. Chlebowski/Polish Centre of Mediterranean Archaeology, University of Warsaw

Облуский считает, что роспись можно датировать именно этим временем. Возможно, она создавалась, пока мамлюки подходили к городу или пока осаждали его, — в надежде на божественное вмешательство. «Они разрушили Большую церковь Христа и поставили на место царя Давида нового правителя, — рассказывает археолог. — С этого момента начался резкий упадок Макурианского царства и христианства в регионе». Царь Давид бежал из Донголы и добрался до царства Аль-Абваб, где его взял в плен местный правитель и передал мамлюкам. Известно, что он умер в одной из тюрем Каира.

После этого на протяжении почти целого века Макурией управляли марионеточные цари, возводимые на престол мамлюками. Борьба за власть привела к распространению ислама и гонениям на христиан. По оценкам Исследовательского центра Пью, сегодня более 90% населения Судана исповедует ислам и только 5% — христианство.

Находка в Старой Донголе была сделана в рамках проекта «Городская метаморфоза населения средневековой африканской столицы», который финансируется Европейским исследовательским советом и реализуется с 2018 года. Финансирование раскопок и реставрации объектов в Старой Донголе продолжится. Это поможет лучше понять, как из столицы христианства она превратилась в центр ислама — в стране, которой все еще не удается найти способ мирного сосуществования людей разных вер и убеждений. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+