18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

После нескольких проб дизайн пригласили на главную роль

Китаева Елена. Куклойды из коллекции к юбилею Варвары Степановой (Stepanova style). 2016. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Китаева Елена. Куклойды из коллекции к юбилею Варвары Степановой (Stepanova style). 2016.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась первая в стране постоянная экспозиция отечественного дизайна «Вещь! Ре/Конструкция». Отличительная ее особенность — акцент не на продукции, а на проектах разного времени

Закономерно, что музей, собирающий декоративно-прикладное искусство, создал раздел экспозиции, посвященный дизайну. И ДПИ, и дизайн, по сути, имеют одну цель — привнести красоту в повседневную жизнь, сделать вещи первой необходимости, насколько возможно, произведениями искусства. Правда, проблема состоит в том, что советский авторский дизайн существовал преимущественно в области идей и теорий, до массового производства дело доходило редко. Концептуальные разработки сохранились в виде эскизов, чертежей или фотографий единичных прототипов.

Экспозиция отечественного дизайна «Вещь! Ре/Конструкция» во Всероссийском музее декоративного искусства. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Экспозиция отечественного дизайна «Вещь! Ре/Конструкция» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Несколько лет назад музей на Делегатской выиграл президентский грант на реконструкцию 25 вещей (в хронологическом диапазоне от 1917 года до 1980-х), значимых для отечественного дизайна. Куратором проекта выступала Алена Сокольникова. Собственно, эти реконструкции и легли в основу нынешней экспозиции. Их дополнили современными дизайнерскими разработками: с 2017 года музей проводит конкурс предметного дизайна «Придумано и сделано в России», в 2023-м прошла третья по счету выставка его лауреатов.

1. Смирнов Борис. Кофейный сервиз «Суетин». 1960.  2. Подсвечники в виде известных зданий русского авангарда: «Левашовский хлебозавод», «Дом Мельникова», «Здание АТС». 2018. Фабрика «Дымов Керамика». Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
1. Смирнов Борис. Кофейный сервиз «Суетин». 1960. 2. Подсвечники в виде известных зданий русского авангарда: «Левашовский хлебозавод», «Дом Мельникова», «Здание АТС». 2018. Фабрика «Дымов Керамика».
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Всероссийский музей декоративного искусства не единственная институция, презентующая историю отечественного дизайна. Выставки на эту тему регулярно делает Музей Москвы; Московский музей дизайна (частная, но от этого ничуть не менее выдающаяся инициатива Александры Саньковой) работает в Западном крыле Новой Третьяковки; Кристина Краснянская собрала в галерее «Эритаж» впечатляющую коллекцию мебели 1930–1940-х годов — советский вариант ар-деко. Музей на Делегатской выбрал свой ракурс: он представляет не интерьерные стили и не реальные предметы, а проектный дизайн — тот, о котором мечтали.

Немаловажно, что музей находится в федеральном подчинении. Здесь создают не просто экспозицию, но целый фонд предметного дизайна, и все его единицы хранения будут постепенно внесены в Государственный каталог Музейного фонда РФ, что повысит статус этой области искусства.

Витрина в зоне эталонного интерьера 1960-х годов с уникальными предметами из фонда стекла Всероссийского музея декоративного искусства и собрания Гусевского хрустального завода имени Акима Мальцова. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Витрина в зоне эталонного интерьера 1960-х годов с уникальными предметами из фонда стекла Всероссийского музея декоративного искусства и собрания Гусевского хрустального завода имени Акима Мальцова.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Новая экспозиция заняла флигель старинной усадьбы графа Остермана, где музей располагается. В трех залах на специальном подиуме разместились пять тематических разделов. Первый посвящен эталонным жилым интерьерам 1960–1980-х годов, которые полвека назад демонстрировались на выставках «Искусство в быт». Интерьеры воссозданы с помощью аутентичной мебели, обоев и тканей. Второй раздел рассказывает о поисках универсального метода художественного проектирования, которым занимались в 1920-е годы преподаватели и студенты ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа. Третий вновь переносит нас в 1970–1980‑е: речь идет о пластических метафорах — неожиданных образах привычных предметов (очевидно, так проявлялся в дизайне постмодернизм). Четвертый раздел посвящен уникальным экспериментам с материалами и формой, характерным для 1980-х. И наконец, пятый раздел — современный авторский дизайн — рассказывает о российских проектировщиках, получивших мировое признание. Современные экспонаты не выделены в отдельный блок, они расставлены по всем залам и таким образом демонстрируют преемственность дизайнерской мысли.

Экспозиция отечественного дизайна «Вещь! Ре/Конструкция» во Всероссийском музее декоративного искусства. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Экспозиция отечественного дизайна «Вещь! Ре/Конструкция» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Как рассказала нашему изданию куратор, заведующая фондом предметного дизайна Вера Савельева, к созданию экспозиции музей привлек широкий круг специалистов. Совместно со студентами ВШЭ были разархивированы и оцифрованы альбомы с эскизами выставок «Искусство в быт». В отличие от фотографий той поры, преимущественно черно-белых, эскизы были цветными, и это позволило воссоздать интерьеры в первоначальной цветовой гамме. Специально к выставке оцифровали и напечатали обои московской фабрики 1960–1980-х годов, мебель отреставрировали с использованием исторических тканей.

Экспозиция отечественного дизайна «Вещь! Ре/Конструкция» во Всероссийском музее декоративного искусства. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Экспозиция отечественного дизайна «Вещь! Ре/Конструкция» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Студенты Строгановки сделали мультимедийные экспонаты: воспроизвели в 3D и оживили эскизы «Душевной мебели» (1980-е) дизайнера Ирины Преснецовой, в брежневское время сотрудницы Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). На выставке также представлена реконструкция «Рабочего комбинезона» Александра Родченко, сделанная под авторским надзором Александра Лаврентьева, внука художника, проректора Университета Строганова. Конструктивистская линия продолжена вплоть до метамодернизма — до плаща из переработанных целлофановых пакетов. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+