18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На ВДНХ бьет фонтан детских воспоминаний

Кадр из мультфильма «Ну, погоди!». Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Кадр из мультфильма «Ну, погоди!». Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Если бы в этом году не случилось 110-летия российской анимации, его необходимо было выдумать, чтобы провести выставку, призывающую «жить дружно»

Чебурашка, Бременские музыканты, Дядя Федор, Ежик в тумане — архетипические образы современной русской культуры, в любви к ним признаются люди разных поколений, социального положения и политических взглядов. Поэтому выставка «Жить дружно» на ВДНХ рассчитана на универсальный успех.

Проект посвящен 110-летию отечественной анимации: экспозиция имеет хронологически-тематическую структуру, материал разделен на десять глав — «Первооткрыватели», «Сказочный реализм», «Авторская анимация» и т.п.

Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9

По словам одного из организаторов, главы архитектурного бюро Planet9 Агнии Стерлиговой, ее невероятно тронули куклы из любимых мультфильмов, рисунки, раскадровки — первооснова того, что составляет лучшие моменты наших детских воспоминаний. Весь этот материал, по ее мнению, заслуживает не менее трепетного к себе отношения, чем, скажем, графика Дюрера.

Лауреат Каннского кинофестиваля, фильм Льва Атаманова «Снежная королева» (1957) считается одним из непревзойденных образцов сказочной анимации. Сам Хаяо Миядзаки признавался, что в юности выбрал творческий путь после просмотра этого фильма. Он же не раз называл своим учителем Юрия Норштейна. В ­2003-м на фестивале в Токио 140 аниматоров и кинокритиков выбрали 20 лучших анимационных фильмов всех времен и народов. Первым номером в этом списке шел «Ежик в тумане» Норштейна (1975). Вторым, кстати, его же «Сказка сказок» (1979).

А фильм Александра Петрова «Старик и море» (1999) представляет собой, в сущности, живописное произведение, «длящееся» 20 минут: 29 тыс. кадров написаны вручную масляными красками по стеклу, на работу ушло полтора года. В 2000 году титанический труд получил «Оскар» за лучший короткометражный анимационный фильм.

Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9

Менее известный в России Владислав Старевич (1882–1965) стал одним из родоначальников мировой кукольной анимации. Его пародия на рыцарские сюжеты «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» (1912) произвела сенсацию во всем мире. Техника покадровой анимации была в те годы никому не известна; зрители и пресса считали, что фильм — результат невиданной системы дрессуры насекомых. По экрану на задних лапках ходили жуки: в ботфортах, при шпагах, они клялись в любви прекрасным дамам и сражались за них на дуэлях. Секрет успеха заключался в том, что Старевич всерьез увлекался энтомологией — сделанные им куклы-муляжи отличить от реальных насекомых было практически невозможно. Немудрено, что его работами восхищался Уолт Дисней.

Хотя выставка и охватывает заявленные в названии 110 лет, золотым веком отечественной анимации считается рубеж 1960–1970-х: именно тогда были созданы первые серии «Ну, погоди!», «Маугли», «Умка», «Паровозик из Ромашкова» и другие классические фильмы.

Выставка «Жить дружно» на ВДНХ. Фото: Рlanet9
Выставка «Жить дружно» на ВДНХ.
Фото: Рlanet9

Чтобы детям было удобно рассматривать кукол и рисунки, часть экспонатов разместили чуть ниже принятого на выставках уровня. В экспозиции много пояснительных текстов, и истории про создание мультфильмов подчас не менее занимательны, чем сами ленты.

Своего рода апофеоз всей выставки — «Фонтан дружбы», перекликающийся с главным фонтаном ВДНХ. «Струи» в нем созданы с помощью разрисованных пластмассовых листов, по кругу стоят фигуры мульт­персонажей. Так создатели выставки во главе с куратором Павлом Шведовым подчеркнули ее суть, заключенную в самом названии.

Выставка организована киностудией «Союзмульт­фильм», Фондом поддержки анимации и бюро Planet9. В ее создании приняли участие все крупнейшие российские анимационные студии. 

ВДНХ. Павильон № 34. Центр «Космонавтика и авиация»
Жить дружно
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+