Чебурашка, Бременские музыканты, Дядя Федор, Ежик в тумане — архетипические образы современной русской культуры, в любви к ним признаются люди разных поколений, социального положения и политических взглядов. Поэтому выставка «Жить дружно» на ВДНХ рассчитана на универсальный успех.
Проект посвящен 110-летию отечественной анимации: экспозиция имеет хронологически-тематическую структуру, материал разделен на десять глав — «Первооткрыватели», «Сказочный реализм», «Авторская анимация» и т.п.
По словам одного из организаторов, главы архитектурного бюро Planet9 Агнии Стерлиговой, ее невероятно тронули куклы из любимых мультфильмов, рисунки, раскадровки — первооснова того, что составляет лучшие моменты наших детских воспоминаний. Весь этот материал, по ее мнению, заслуживает не менее трепетного к себе отношения, чем, скажем, графика Дюрера.
Лауреат Каннского кинофестиваля, фильм Льва Атаманова «Снежная королева» (1957) считается одним из непревзойденных образцов сказочной анимации. Сам Хаяо Миядзаки признавался, что в юности выбрал творческий путь после просмотра этого фильма. Он же не раз называл своим учителем Юрия Норштейна. В 2003-м на фестивале в Токио 140 аниматоров и кинокритиков выбрали 20 лучших анимационных фильмов всех времен и народов. Первым номером в этом списке шел «Ежик в тумане» Норштейна (1975). Вторым, кстати, его же «Сказка сказок» (1979).
А фильм Александра Петрова «Старик и море» (1999) представляет собой, в сущности, живописное произведение, «длящееся» 20 минут: 29 тыс. кадров написаны вручную масляными красками по стеклу, на работу ушло полтора года. В 2000 году титанический труд получил «Оскар» за лучший короткометражный анимационный фильм.
Менее известный в России Владислав Старевич (1882–1965) стал одним из родоначальников мировой кукольной анимации. Его пародия на рыцарские сюжеты «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами» (1912) произвела сенсацию во всем мире. Техника покадровой анимации была в те годы никому не известна; зрители и пресса считали, что фильм — результат невиданной системы дрессуры насекомых. По экрану на задних лапках ходили жуки: в ботфортах, при шпагах, они клялись в любви прекрасным дамам и сражались за них на дуэлях. Секрет успеха заключался в том, что Старевич всерьез увлекался энтомологией — сделанные им куклы-муляжи отличить от реальных насекомых было практически невозможно. Немудрено, что его работами восхищался Уолт Дисней.
Хотя выставка и охватывает заявленные в названии 110 лет, золотым веком отечественной анимации считается рубеж 1960–1970-х: именно тогда были созданы первые серии «Ну, погоди!», «Маугли», «Умка», «Паровозик из Ромашкова» и другие классические фильмы.
Чтобы детям было удобно рассматривать кукол и рисунки, часть экспонатов разместили чуть ниже принятого на выставках уровня. В экспозиции много пояснительных текстов, и истории про создание мультфильмов подчас не менее занимательны, чем сами ленты.
Своего рода апофеоз всей выставки — «Фонтан дружбы», перекликающийся с главным фонтаном ВДНХ. «Струи» в нем созданы с помощью разрисованных пластмассовых листов, по кругу стоят фигуры мультперсонажей. Так создатели выставки во главе с куратором Павлом Шведовым подчеркнули ее суть, заключенную в самом названии.
Выставка организована киностудией «Союзмультфильм», Фондом поддержки анимации и бюро Planet9. В ее создании приняли участие все крупнейшие российские анимационные студии.
ВДНХ. Павильон № 34. Центр «Космонавтика и авиация»
Жить дружно
До 1 октября