18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Работы Генриха Кампендонка предложено увидеть по-новому

Генрих Кампендонк. «Молодая пара». 1915. Фото: Thyssen-Bornemisza Museo National
Генрих Кампендонк. «Молодая пара». 1915.
Фото: Thyssen-Bornemisza Museo National
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Как экспрессионист из «Синего всадника» оказался между всех огней эпохи, рассказано в монографии Гизелы Гейгер. Из входивших в это объединение Кампендонку досталось славы чуть ли не меньше всех. Автор полагает, что это несправедливо и незаслуженно

Этот художник остался в анналах истории и даже неплохо представлен в музеях, но широкой публике известен гораздо меньше, чем другие экспрессионисты, входившие в объединение «Синий всадник». Между тем Генрих Кампендонк (1889–1957) явно заслуживает более пристального к себе внимания.

Краткая монография, написанная Гизелой Гейгер, куратором и директором коллекции Кампендонка в немецком Музее Пенцберга, знакомит с наследием художника и рассказывает о его жизни и творчестве. В книгу, переведенную с немецкого на английский, включены также содержательная хронология, проиллюстрированная фотографиями, и заключительный раздел с письмами и документами.

Gisela Geiger. «Heinrich Campendonk» / Translated by Isabel Adey. Hirmer Verlag. 80 с.: 37 цв.и 17 ч/б ил. (The Great Masters of Art). £9,95. На английском языке
Gisela Geiger. «Heinrich Campendonk» / Translated by Isabel Adey. Hirmer Verlag. 80 с.: 37 цв.и 17 ч/б ил. (The Great Masters of Art). £9,95. На английском языке

Как и у многих представителей его поколения, карьера Кампендонка оказалась сломана политическими событиями в Германии 1930–1940-х годов. Уволенный с профессорской должности в Дюссельдорфской академии художеств, Кампендонк эмигрировал в Нидерланды и в 1935 году продолжил педагогическую деятельность в Нацио­нальной академии изящных искусств в Амстердаме. При этом, несмотря на включение нацистами его работ в выставку «дегенеративного искусства», он все же отказался участвовать в альтернативной выставке современного немецкого искусства, организованной в Лондоне в 1938 году.

Когда Нидерланды были захвачены Германией, Кампендонк, как и другие его коллеги-соотечественники, например Макс Бекман, живший в Амстердаме с 1937 года, оказался буквально между молотом и наковальней. С одной стороны, ему угрожало преследование режима, от которого он сбежал, а с другой — голландцы относились к немецкому художнику с неприязнью и подозрением. На этой почве у него даже случился нервный срыв, не первый в жизни. После окончания войны Кампендонк отказался от всех предложений вернуться на преподавательские должности в Германию — он стал гражданином Нидерландов и навсегда осел в Амстердаме.

Его родные места были не так уж далеко от новой родины: Генрих Кампендонк родился в Рейнской области на западе Германии. Он довольно рано решил стать художником, однако семья этому противилась, что в итоге привело к компромиссу: юноше было позволено обучаться прикладному искусству — как более надежному ремеслу, нежели живопись. Уже в зрелом возрасте среди заказов Кампендонка преобладали как раз прикладные. В частности, он исполнял витражи для церквей. Преподавая в Дюссельдорфе, специализировался на фресках, мозаиках, витражах и гобеленном ткачестве.

В начале книги Гейгер говорит о роли прикладного искусства в карьере Кампендонка, упомянув, в частности, заказ на русскую церковь, переданный ему Василием Кандинским около 1911 года, но не реализованный. Тогда же молодой художник подключился к деятельности «Синего всадника», приняв участие несколькими работами в коллективной выставке, состоявшейся в мюнхенской Галерее Таннхаузера.

Генрих Кампендонк. «Жан-Бло Нистле». 1921. Фото: МОМАН
Генрих Кампендонк. «Жан-Бло Нистле». 1921.
Фото: МОМАН

К тому времени Кампендонк уже перебрался из Рейнской области в Синдельсдорф в Верхней Баварии и жил рядом с единомышленниками — другими представителями художественного движения. Гейгер обращает внимание на яркие цвета в его работах, которые тогда создавались не без влияния призматических цветовых полей Робера Делоне и стремительных линий, посредством которых Франц Марк придавал динамизм образам природы. На эволюцию Кампендонка оказывали воздействие и другие участники группы, а также художники, которых Герварт Вальден привечал в своей галерее «Штурм», в первую очередь Оскар Кокошка.

Развивая на собственный лад идеи экспрессионизма, Кампендонк после Первой мировой войны пришел к узнаваемому стилю. Образно говоря, к неподвижности, увиденной широко открытыми глазами. Гейгер описывает эти картины как излучающие «магическое свечение». «Коровник» (1920) и «Девушка с коровами» (около 1919) иллюстрируют присущую ночному времени пограничность между реальной сельской жизнью и воображаемыми сценами. Многие работы перекликаются с интенсивными цветами и «антигравитационными» композициями Марка Шагала.

Тогдашние произведения Генриха Кампендонка можно найти в большинстве государственных коллекций Германии, и они пользуются наибольшим спросом на рынке. Международная репутация художника основана преимущественно на его графике, которая представлена в значимых американских музеях, в том числе в нью-йоркском МоМА, где еще в 1931 году прошла его персональная выставка. Тем не менее наследие Кампендонка все еще остается недооцененным. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+