Когда речь заходит об эмигрантах из СССР, добившихся международного успеха, имя Юрия Купера возникает фактически неизбежно. Покинув Москву в 1972 году, он много лет работал в Лондоне, Париже и Нью-Йорке, заведомо отринув статус художника «альтернативного» или «андерграундного»: нужен был успех не призрачный, а реальный, в том числе коммерческий. Со временем Юрий Леонидович стал желанным автором для ряда крупных галерей и экспонентом выставок по всему миру.
В новом тысячелетии художник предпочитает работать в России. Здесь у него не только выставки, но и заказы, в частности театральные и архитектурные. В 2016 году он получил гражданство Российской Федерации.
Впрочем, и в Европе Юрий Купер не забыт. Три года назад персональная выставка к его 80-летию открылась во Флоренции, в Академии изящных искусств — правда, прошла она скомканно по причине пандемии коронавируса. Экспозиция носила название «Сфумато» (как и автобиографический роман Купера, вышедший в 2015 году) — и ровно тот же заголовок взят сейчас для большой ретроспективной выставки в Западном крыле Новой Третьяковки.
Слово «ретроспектива» в данном случае можно использовать не только в значении обзора произведений за долгий период — с начала 1980-х до 2023 года, но еще и как характеристику эстетической программы Юрия Купера. Важнейшая категория, с которой он работает, — время, причем непременно ушедшее или уходящее. Элегический строй его искусства вызван не тоской по прошлому (мол, раньше было лучше), а самой природой вещей: всё неизбежно увядает, блекнет, патинируется, но в этом есть своя красота и философия. Такая позиция подчеркнута у Купера его фирменными колоритами с преобладанием серого — «цвета времени и бревен», по Иосифу Бродскому. Иногда встречаются приемы и решения, вызывающие соблазн заподозрить автора в пост- или метамодернизме, но на самом деле его программа, скорее, антимодернистская, больше апеллирующая к Екклесиасту, нежели к идеям Новейшего времени.
«В Третьяковской галерее представлены основные темы, к которым Купер в своей живописи обращается на протяжении десятилетий: море, цветы, мир вещей и так далее, — говорит куратор выставки Анна Маполис. — Но наряду с этим впервые показан еще и мощный блок графических работ, которые он создал, живя в Европе; это авторская печатная графика, больше напоминающая живопись». Отсюда прямая дорога к жанру «книга художника», которому Купер не просто отдает дань, а буквально живет в нем почти без пауз.
Еще одна давняя любовь — театр. «Его первой работой в качестве автора декораций и художника по костюмам еще в 1971 году был спектакль „Тоот, другие и майор“ в „Современнике“, — рассказывает Анна Маполис. — Впоследствии он работал с целым рядом европейских режиссеров. В конце 1980-х сотрудничал с Никитой Михалковым над „Неоконченной пьесой для механического пианино“ в римском театре „Арджентина“. В 2000-х много работал в России, в том числе в Большом театре над оперой „Борис Годунов“ в постановке Александра Сокурова — на выставке показаны макеты к ней».
Отведено здесь место и для скульптуры, и для декоративно-прикладного искусства, и для дизайна. Многие экспонаты предоставил сам художник, а еще внесли свой вклад частные коллекционеры и ряд российских музеев.
Государственная Третьяковская галерея
«Юрий Купер. Сфумато»
До 16 июля