18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пол Смит идет визуальной войной на Пикассо

Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

В поисках нового взгляда на экспозицию парижский Музей Пикассо изобретает велосипед. Далеко ли на нем можно уехать — вопрос спорный. Уверенности в том, что творчество классика XX века нуждается в дизайнерских подпорках от Пола Смита, нет

Парижский Музей Пикассо решил отметить 50-летие со дня смерти Пабло Пикассо (1881–1973) новой экспозицией, которая, по словам президента институции Сесиль Дебре, является «попыткой представить себе музей Пикассо завтрашнего дня».

Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso

В числе нововведений — приглашение британского дизайнера Пола Смита на роль арт-директора экспозиции. В каталоге выставки Смит признает, что у него «мало академических знаний о Пикассо». Он часто использует слово «визуальный»: говорит, что создал, «скорее, визуальный экспириенс», который «интересен молодой аудитории», а кроме того, заверяет нас, что он «очень визуальный человек». Ни у кого из тех, кто увидит эту выставку, не возникнет сомнений в том, что она действительно воздействует на глаза. Но это воздействие катастрофично.

Сесиль Дебре и Пол Смит на выставке «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Сесиль Дебре и Пол Смит на выставке «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso

Все идет не так с самого начала. Радикальная скульптура Пикассо 1942 года «Голова быка», составленная из велосипедного руля и сиденья так, что они напоминают голову животного, в одиночестве висит на одной стене, а на противоположной расположились 16 современных версий от Смита, большого почитателя велоспорта: 15 сидений черных, одно выкрашено в его фирменные разноцветные полоски. Остается вопросом, что этим хотел сказать дизайнер о скульптуре Пикассо, кроме разве что того факта, что велосипеды по-прежнему существуют и что их можно разукрасить в стиле Пола Смита.

И такое в каждом зале. Картины «голубого периода», в том числе ранний автопортрет Пикассо с бородой и «Селестина» («Женщина с бельмом») (1904), висят на голубых стенах, на фоне которых они скорее тонут, чем выделяются. Эскизы обнаженных фигур, сделанные для «Авиньонских девиц» (1907), повесили на таком ярком розовом фоне, что их палитра, составленная из нежных оттенков розового и охры, кажется только бледнее.

Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso

В другой части экспозиции собраны коллажные работы разных периодов. В их числе потрясающий первый кубистический коллаж «Натюрморт с плетеным стулом» (1912) и созданная в 1959 году скульптура беременной женщины, в которой отчетливо прослеживается влияние африканского искусства. Их поместили в окружение ярких цветочных обоев, идущих визуальной войной на все, что оказывается на их фоне.

Выражаясь языком моды, произведения искусства превращаются в аксессуары к декорациям Смита. Вместо того чтобы предоставить воздух и пространство подборке экспериментов Пикассо с керамическими тарелками, ее плотно упаковали в идущей от пола до потолка батарее белых тарелок из обычных обеденных сервизов. По-видимому, это и есть попытка «поставить вопрос о взаимоотношениях индустриальных предметов массового производства и объектов, созданных мастером вручную». Но в чем конкретно этот вопрос?

Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso

Смит рассказывает, что избрал намеренно «спонтанный» и «инстинктивный» подход, и добавляет: «Я ни над чем не корпел». Именно в этом-то и заключается главная проблема — в полном отсутствии каких-либо интеллектуальных усилий. Пожалуй, самая низкая точка падения всей выставки — это пространство, дизайн которого, судя по всему, выбрали по принципу «давайте повесим эту полосатую картину рядом с другой полосатой картиной на фоне полосок».

Никто не требует от Музея Пикассо отказаться от экспериментов. Сейчас самое время переосмыслить способы показа работ художника и уникальные ресурсы музейной коллекции. Но, сколько бы Пол Смит ни уверял, что предложенные им решения «неординарны», сам факт заказа дизайна ему консервативен. Разумеется, абсурдна и идея о том, что Музей Пикассо можно сделать более визуальным: мало кто из художников исследовал природу визуального больше, чем Пикассо. Но ключевой термин для понимания рассуждений Смита — это его утверждение, что выставка предназначена для «поп-мира, в котором мы живем», где «все моментально доступно на экране вашего телефона». Этот тезис полностью согласуется с представлением, сопровождающим вездесущие иммерсивные экспириенсы, — представлением о том, что искусство не самодостаточно, что оно нуждается в дополнительной зрелищности и привлекательности для социальных сетей.

Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso

Чтобы понять несостоятельность этой идеи, достаточно спуститься на нижний этаж на выставку Фейт Рингголд, приехавшую из Нового музея в Нью-Йорке. Произведения, представленные в окружении простых белых стен, привлекают посетителей всех возрастов. Они увлеченно рассматривают работы — и да, со смартфонами в руках. Так что в этом замечательном музее по-прежнему возможны потрясения от встречи с искусством — нужно просто доверять ему. 

Музей Пикассо
«Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете»
До 27 августа

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+