18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пол Смит идет визуальной войной на Пикассо

Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

В поисках нового взгляда на экспозицию парижский Музей Пикассо изобретает велосипед. Далеко ли на нем можно уехать — вопрос спорный. Уверенности в том, что творчество классика XX века нуждается в дизайнерских подпорках от Пола Смита, нет

Парижский Музей Пикассо решил отметить 50-летие со дня смерти Пабло Пикассо (1881–1973) новой экспозицией, которая, по словам президента институции Сесиль Дебре, является «попыткой представить себе музей Пикассо завтрашнего дня».

Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso

В числе нововведений — приглашение британского дизайнера Пола Смита на роль арт-директора экспозиции. В каталоге выставки Смит признает, что у него «мало академических знаний о Пикассо». Он часто использует слово «визуальный»: говорит, что создал, «скорее, визуальный экспириенс», который «интересен молодой аудитории», а кроме того, заверяет нас, что он «очень визуальный человек». Ни у кого из тех, кто увидит эту выставку, не возникнет сомнений в том, что она действительно воздействует на глаза. Но это воздействие катастрофично.

Сесиль Дебре и Пол Смит на выставке «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Сесиль Дебре и Пол Смит на выставке «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso

Все идет не так с самого начала. Радикальная скульптура Пикассо 1942 года «Голова быка», составленная из велосипедного руля и сиденья так, что они напоминают голову животного, в одиночестве висит на одной стене, а на противоположной расположились 16 современных версий от Смита, большого почитателя велоспорта: 15 сидений черных, одно выкрашено в его фирменные разноцветные полоски. Остается вопросом, что этим хотел сказать дизайнер о скульптуре Пикассо, кроме разве что того факта, что велосипеды по-прежнему существуют и что их можно разукрасить в стиле Пола Смита.

И такое в каждом зале. Картины «голубого периода», в том числе ранний автопортрет Пикассо с бородой и «Селестина» («Женщина с бельмом») (1904), висят на голубых стенах, на фоне которых они скорее тонут, чем выделяются. Эскизы обнаженных фигур, сделанные для «Авиньонских девиц» (1907), повесили на таком ярком розовом фоне, что их палитра, составленная из нежных оттенков розового и охры, кажется только бледнее.

Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso

В другой части экспозиции собраны коллажные работы разных периодов. В их числе потрясающий первый кубистический коллаж «Натюрморт с плетеным стулом» (1912) и созданная в 1959 году скульптура беременной женщины, в которой отчетливо прослеживается влияние африканского искусства. Их поместили в окружение ярких цветочных обоев, идущих визуальной войной на все, что оказывается на их фоне.

Выражаясь языком моды, произведения искусства превращаются в аксессуары к декорациям Смита. Вместо того чтобы предоставить воздух и пространство подборке экспериментов Пикассо с керамическими тарелками, ее плотно упаковали в идущей от пола до потолка батарее белых тарелок из обычных обеденных сервизов. По-видимому, это и есть попытка «поставить вопрос о взаимоотношениях индустриальных предметов массового производства и объектов, созданных мастером вручную». Но в чем конкретно этот вопрос?

Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso

Смит рассказывает, что избрал намеренно «спонтанный» и «инстинктивный» подход, и добавляет: «Я ни над чем не корпел». Именно в этом-то и заключается главная проблема — в полном отсутствии каких-либо интеллектуальных усилий. Пожалуй, самая низкая точка падения всей выставки — это пространство, дизайн которого, судя по всему, выбрали по принципу «давайте повесим эту полосатую картину рядом с другой полосатой картиной на фоне полосок».

Никто не требует от Музея Пикассо отказаться от экспериментов. Сейчас самое время переосмыслить способы показа работ художника и уникальные ресурсы музейной коллекции. Но, сколько бы Пол Смит ни уверял, что предложенные им решения «неординарны», сам факт заказа дизайна ему консервативен. Разумеется, абсурдна и идея о том, что Музей Пикассо можно сделать более визуальным: мало кто из художников исследовал природу визуального больше, чем Пикассо. Но ключевой термин для понимания рассуждений Смита — это его утверждение, что выставка предназначена для «поп-мира, в котором мы живем», где «все моментально доступно на экране вашего телефона». Этот тезис полностью согласуется с представлением, сопровождающим вездесущие иммерсивные экспириенсы, — представлением о том, что искусство не самодостаточно, что оно нуждается в дополнительной зрелищности и привлекательности для социальных сетей.

Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо. Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso
Выставка «Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете» в Музее Пикассо.
Фото: Voyez-Vous Vinciane Lebrun/Succession Picasso

Чтобы понять несостоятельность этой идеи, достаточно спуститься на нижний этаж на выставку Фейт Рингголд, приехавшую из Нового музея в Нью-Йорке. Произведения, представленные в окружении простых белых стен, привлекают посетителей всех возрастов. Они увлеченно рассматривают работы — и да, со смартфонами в руках. Так что в этом замечательном музее по-прежнему возможны потрясения от встречи с искусством — нужно просто доверять ему. 

Музей Пикассо
«Торжество Пикассо. Коллекция в новом свете»
До 27 августа

Самое читаемое:
1
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
2
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
3
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
4
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
5
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
6
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+