Среди экспонатов новой выставки в лондонской Национальной галерее есть пара очень необычных для художественного музея предметов. Потрепанный кусок ткани и веревка-пояс, возраст которых, как считается, составляет более 800 лет, соседствуют с выдающимися произведениями искусства, полученными во временное пользование из государственных и частных коллекций, и работами из собственного собрания музея (среди авторов — Сассетта, Сандро Боттичелли и другие).
Выставку сопровождает послание папы римского, в котором он приветствует первую в Великобритании экспозицию, посвященную святому Франциску Ассизскому, «любимому менестрелю Божьему». Стоит вспомнить, как во время интронизации в 2013 году кардинал Хорхе Марио Бергольо принял имя Франциск и процитировал завораживающий «Гимн брату Солнцу», в котором святой Франциск воспевает брата Солнце, сестру Луну и даже сестру Смерть как свою семью.
В экспозиции представлены произведения разных эпох вплоть до картины Ричарда Лонга из речного ила, созданной специально для выставки по итогам похода художника по местам, где жил святой.
Выставку организовали директор Национальной галереи Габриеле Финальди и куратор отдела искусства и религии Йост Яустра. По их мнению, Франциск едва ли не самый часто изображаемый в произведениях искусства и литературе святой. Франциск, вне всяких сомнений, был реальным человеком по имени Джованни ди Пьетро ди Бернардоне, родившимся в Ассизи в 1181 году в семье торговца тканями. До нас дошли рукописи, написанные самим Франциском (из Ассизи на выставку привезли списки XIV века).
Франциск умер в 1226 году, и уже через два года его канонизировали. И века не прошло, как изображения Франциска появились в церквях по всей Европе.
Цикл фресок кисти Джотто в огромной базилике Святого Франциска в Ассизи нередко называют первым произведением эпохи Возрождения, а проповедь, которую нес Франциск, даже послужила источником вдохновения для вышедшего в 1980 году комикса Marvel. Во вступлении к каталогу выставки Финальди отмечает, что образ Франциска привлекает «в равной мере и христиан, и нехристиан, идеалистов и революционеров, любителей животных и тех, кто трудится во имя всеобщей солидарности людей».
Считается, что фрагмент коричневой рясы, уложенный в золотой реликварий и хранящийся в базилике Санта-Кроче во Флоренции, когда-то принадлежал самому Франциску. Эта скромная реликвия вдохновила многие произведения искусства, представленные на выставке, в том числе серию картин Альберто Бурри Sacchi («Мешки»), экспонировавшуюся в 1975 году в Ассизи.
Трактовки образа святого порой вызывали непонимание. В 1853 году, когда Национальная галерея приобрела «Святого Франциска на коленях» (1635–1639) Франсиско де Сурбарана, один критик назвал произведение «маленькой черной отталкивающей картиной». А в 1935 году Королевская академия художеств сочла насмешкой и отвергла полученного на выставку от Тейт «Святого Франциска с птицами» Стенли Спенсера, где святой показан тучным мужчиной со стаей птиц у ног.
Идея выставки принадлежит куратору Минне Мур Эди, которая уже не работает в галерее. Из-за пандемии сроки сдвинулись, но благодаря этому в нее удалось включить картину, всплывшую в частной американской коллекции после обращения, опубликованного в The Art Newspaper в апреле 2021-го. По словам Финальди, «Святой Франциск и небесная мелодия» Фрэнка Кадогана Купера — это «причудливый, невероятно ясный и очень английский» взгляд на святого.
Национальная галерея
«Святой Франциск Ассизский»
До 30 июля