18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Франциск Ассизский, «любимый менестрель Божий»

Сандро Боттичелли. «Святой Франциск Ассизский с ангелами».1475-1480. Фото: The National Gallery, London
Сандро Боттичелли. «Святой Франциск Ассизский с ангелами».1475-1480.
Фото: The National Gallery, London
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Выставку в Национальной галерее в Лондоне, посвященную святому Франциску, одобрил папа римский. В числе экспонатов — фрагмент рясы, которую, как считается, носил святой, и новое произведение Ричарда Лонга, созданное специально для выставки

Среди экспонатов новой выставки в лондонской Национальной галерее есть пара очень необычных для художественного музея предметов. Потрепанный кусок ткани и веревка-пояс, возраст которых, как считается, составляет более 800 лет, соседствуют с выдающимися произведениями искусства, полученными во временное пользование из государственных и частных коллекций, и работами из собственного собрания музея (среди авторов — Сассетта, Сандро Боттичелли и другие).

Выставку сопровождает послание папы римского, в котором он приветствует первую в Великобритании экспозицию, посвященную святому Франциску Ассизскому, «любимому менестрелю Божьему». Стоит вспомнить, как во время интронизации в 2013 году кардинал Хорхе Марио Бергольо принял имя Франциск и процитировал завораживающий «Гимн брату Солнцу», в котором святой Франциск воспевает брата Солнце, сестру Луну и даже сестру Смерть как свою семью.

Энтони Гормли. «Untitled (for Francis)». 1985. Фото: Antony Gormley/Tate, London
Энтони Гормли. «Untitled (for Francis)». 1985.
Фото: Antony Gormley/Tate, London

В экспозиции представлены произведения разных эпох вплоть до картины Ричарда Лонга из речного ила, созданной специально для выставки по итогам похода художника по местам, где жил святой.

Выставку организовали директор Национальной галереи Габриеле Финальди и куратор отдела искусства и религии Йост Яустра. По их мнению, Франциск едва ли не самый часто изображаемый в произведениях искусства и литературе святой. Франциск, вне всяких сомнений, был реальным человеком по имени Джованни ди Пьетро ди Бернардоне, родившимся в Ассизи в 1181 году в семье торговца тканями. До нас дошли рукописи, написанные самим Франциском (из Ассизи на выставку привезли списки XIV века).

Франциск умер в 1226 году, и уже через два года его канонизировали. И века не прошло, как изображения Франциска появились в церквях по всей Европе.

Цикл фресок кисти Джотто в огромной базилике Святого Франциска в Ассизи нередко называют первым произведением эпохи Возрождения, а проповедь, которую нес Франциск, даже послужила источником вдохновения для вышедшего в 1980 году комикса Marvel. Во вступлении к каталогу выставки Финальди отмечает, что образ Франциска привлекает «в равной мере и христиан, и нехристиан, идеалистов и революционеров, любителей животных и тех, кто трудится во имя всеобщей солидарности людей».

Люк-Оливье Мерсон. «Волк из Губбио». 1877. Фото: RMN-Grand Palais (PBA, Lille) / René-Gabriel Ojeda
Люк-Оливье Мерсон. «Волк из Губбио». 1877.
Фото: RMN-Grand Palais (PBA, Lille) / René-Gabriel Ojeda

Считается, что фрагмент коричневой рясы, уложенный в золотой реликварий и хранящийся в базилике Санта-Кроче во Флоренции, когда-то принадлежал самому Франциску. Эта скромная реликвия вдохновила многие произведения искусства, представленные на выставке, в том числе серию картин Альберто Бурри Sacchi («Мешки»), экспонировавшуюся в 1975 году в Ассизи.

Трактовки образа святого порой вызывали непонимание. В 1853 году, когда Национальная галерея приобрела «Святого Франциска на коленях» (1635–1639) Франсиско де Сурбарана, один критик назвал произведение «маленькой черной отталкивающей картиной». А в 1935 году Королевская академия художеств сочла насмешкой и отвергла полученного на выставку от Тейт «Святого Франциска с птицами» Стенли Спенсера, где святой показан тучным мужчиной со стаей птиц у ног.

Идея выставки принадлежит куратору Минне Мур Эди, которая уже не работает в галерее. Из-за пандемии сроки сдвинулись, но благодаря этому в нее удалось включить картину, всплывшую в частной американской коллекции после обращения, опубликованного в The Art Newspaper в апреле 2021-го. По словам Финальди, «Святой Франциск и небесная мелодия» Фрэнка Кадогана Купера — это «причудливый, невероятно ясный и очень английский» взгляд на святого.

Национальная галерея
«Святой Франциск Ассизский»
До 30 июля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+