18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Франциск Ассизский, «любимый менестрель Божий»

Сандро Боттичелли. «Святой Франциск Ассизский с ангелами».1475-1480. Фото: The National Gallery, London
Сандро Боттичелли. «Святой Франциск Ассизский с ангелами».1475-1480.
Фото: The National Gallery, London
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Выставку в Национальной галерее в Лондоне, посвященную святому Франциску, одобрил папа римский. В числе экспонатов — фрагмент рясы, которую, как считается, носил святой, и новое произведение Ричарда Лонга, созданное специально для выставки

Среди экспонатов новой выставки в лондонской Национальной галерее есть пара очень необычных для художественного музея предметов. Потрепанный кусок ткани и веревка-пояс, возраст которых, как считается, составляет более 800 лет, соседствуют с выдающимися произведениями искусства, полученными во временное пользование из государственных и частных коллекций, и работами из собственного собрания музея (среди авторов — Сассетта, Сандро Боттичелли и другие).

Выставку сопровождает послание папы римского, в котором он приветствует первую в Великобритании экспозицию, посвященную святому Франциску Ассизскому, «любимому менестрелю Божьему». Стоит вспомнить, как во время интронизации в 2013 году кардинал Хорхе Марио Бергольо принял имя Франциск и процитировал завораживающий «Гимн брату Солнцу», в котором святой Франциск воспевает брата Солнце, сестру Луну и даже сестру Смерть как свою семью.

Энтони Гормли. «Untitled (for Francis)». 1985. Фото: Antony Gormley/Tate, London
Энтони Гормли. «Untitled (for Francis)». 1985.
Фото: Antony Gormley/Tate, London

В экспозиции представлены произведения разных эпох вплоть до картины Ричарда Лонга из речного ила, созданной специально для выставки по итогам похода художника по местам, где жил святой.

Выставку организовали директор Национальной галереи Габриеле Финальди и куратор отдела искусства и религии Йост Яустра. По их мнению, Франциск едва ли не самый часто изображаемый в произведениях искусства и литературе святой. Франциск, вне всяких сомнений, был реальным человеком по имени Джованни ди Пьетро ди Бернардоне, родившимся в Ассизи в 1181 году в семье торговца тканями. До нас дошли рукописи, написанные самим Франциском (из Ассизи на выставку привезли списки XIV века).

Франциск умер в 1226 году, и уже через два года его канонизировали. И века не прошло, как изображения Франциска появились в церквях по всей Европе.

Цикл фресок кисти Джотто в огромной базилике Святого Франциска в Ассизи нередко называют первым произведением эпохи Возрождения, а проповедь, которую нес Франциск, даже послужила источником вдохновения для вышедшего в 1980 году комикса Marvel. Во вступлении к каталогу выставки Финальди отмечает, что образ Франциска привлекает «в равной мере и христиан, и нехристиан, идеалистов и революционеров, любителей животных и тех, кто трудится во имя всеобщей солидарности людей».

Люк-Оливье Мерсон. «Волк из Губбио». 1877. Фото: RMN-Grand Palais (PBA, Lille) / René-Gabriel Ojeda
Люк-Оливье Мерсон. «Волк из Губбио». 1877.
Фото: RMN-Grand Palais (PBA, Lille) / René-Gabriel Ojeda

Считается, что фрагмент коричневой рясы, уложенный в золотой реликварий и хранящийся в базилике Санта-Кроче во Флоренции, когда-то принадлежал самому Франциску. Эта скромная реликвия вдохновила многие произведения искусства, представленные на выставке, в том числе серию картин Альберто Бурри Sacchi («Мешки»), экспонировавшуюся в 1975 году в Ассизи.

Трактовки образа святого порой вызывали непонимание. В 1853 году, когда Национальная галерея приобрела «Святого Франциска на коленях» (1635–1639) Франсиско де Сурбарана, один критик назвал произведение «маленькой черной отталкивающей картиной». А в 1935 году Королевская академия художеств сочла насмешкой и отвергла полученного на выставку от Тейт «Святого Франциска с птицами» Стенли Спенсера, где святой показан тучным мужчиной со стаей птиц у ног.

Идея выставки принадлежит куратору Минне Мур Эди, которая уже не работает в галерее. Из-за пандемии сроки сдвинулись, но благодаря этому в нее удалось включить картину, всплывшую в частной американской коллекции после обращения, опубликованного в The Art Newspaper в апреле 2021-го. По словам Финальди, «Святой Франциск и небесная мелодия» Фрэнка Кадогана Купера — это «причудливый, невероятно ясный и очень английский» взгляд на святого.

Национальная галерея
«Святой Франциск Ассизский»
До 30 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+