18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Как поссорились британский дилер и французский аукционный дом

Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фрагмент. Фото: Christie’s
Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фрагмент.
Фото: Christie’s
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Регламент противодействия отмыванию денег обязывает аукционные дома проверять добросовестность своих клиентов. Но до какой степени — вопрос спорный. Степень прозрачности в Британии и Франции сильно различна

Аукционный дом Artcurial аннулировал сделку с лондонским дилером Патриком Маттисеном. Конфликт разгорелся вокруг картины, которую Маттисен приобрел на торгах в прошлом году. Дилер обвиняет аукционный дом в нежелании предоставить данные о провенансе лота, как того требуют процедуры по борьбе с отмыванием денег (AML). Artcurial настаивает, что выполнил все свои обязательства.

Патрик Маттисен купил картину «Нарцисс» (около 1640), авторство которой недавно было пересмотрено и приписано французскому художнику эпохи барокко Лорану де Ла Иру, за €918,4 тыс. (эстимейт €200–300 тыс.) 9 ноября. О провенансе крупноформатного полотна сообщалось лишь, что оно было приобретено в 1929 году на «анонимных торгах» Christie’s в Лондоне. Далее следы теряются, однако произведение упоминают Пьер Розенберг и Жак Тюийе в монографии 1998 года, посвященной де Ла Иру. (Долгое время авторство приписывалось французскому неоклассицисту Роберу Лефевру.)

Специалисты из галереи Маттисена выяснили, что продавцом на торгах 1929 года был подполковник Бернард Гренвилл, а покупателями — Уокинзы, лондонская дилерская династия. Тогда работа ушла за 49 гиней (что сегодня составляет £4,3 тыс.). «Мы также обнаружили, что картина почти наверняка входила в собрание Роберта Уолпола, первого графа Орфорда, и хранилась в Строберри-Хилл-Хаусе [в Лондоне]», — рассказывает Маттисен.

Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фото: Christie’s
Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640.
Фото: Christie’s

Спустя месяц после продажи на Artcurial правительство Франции выдало экспортную лицензию, однако дилер утверждает, что не мог перевезти картину в Соединенное Королевство без сведений о ее провенансе после 1929 года. «Процедуры AML требуют раскрытия личности продавца, а если произведение продавалось через агента — то личности конечного бенефициара, — объясняет он. — К сожалению, Artcurial не смог предоставить никакой полезной информации».

Все, что, по словам дилера, ему удалось получить от Artcurial, — это сведения о том, что полотно «продавала британская компания, которая приобрела его минувшим летом у некоей бельгийской семьи за €30 тыс. как произведение Лефевра». Проверить эту информацию Маттисену не удалось.

Директор отдела старых мастеров и искусства XIX века в Artcurial Матье Фурнье объясняет: «Французское законодательство обязует нас хранить конфиденциальность клиентов. Действительно, у нас нет документов, связанных с судьбой картины после 1929 года, но Патрик Маттисен знал об этом, когда покупал работу». Фурнье добавляет, что бельгийской семье сообщили об изменении атрибуции и стоимости картины.

Artcurial дважды направлял дилеру официальное требование оплатить покупку, после чего 10 апреля аннулировал продажу «по требованию продавца». По словам представителей аукционного дома, он оставляет за собой право потребовать возмещения убытков.

«Мы уже не первый раз сталкиваемся с подобными проблемами именно во Франции, — говорит Маттисен. — Если некоторые французские аукционисты не смирятся с необходимостью стать более прозрачными, британские и американские дилеры могут перестать покупать у них».  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+