18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Как поссорились британский дилер и французский аукционный дом

Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фрагмент. Фото: Christie’s
Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фрагмент.
Фото: Christie’s
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Регламент противодействия отмыванию денег обязывает аукционные дома проверять добросовестность своих клиентов. Но до какой степени — вопрос спорный. Степень прозрачности в Британии и Франции сильно различна

Аукционный дом Artcurial аннулировал сделку с лондонским дилером Патриком Маттисеном. Конфликт разгорелся вокруг картины, которую Маттисен приобрел на торгах в прошлом году. Дилер обвиняет аукционный дом в нежелании предоставить данные о провенансе лота, как того требуют процедуры по борьбе с отмыванием денег (AML). Artcurial настаивает, что выполнил все свои обязательства.

Патрик Маттисен купил картину «Нарцисс» (около 1640), авторство которой недавно было пересмотрено и приписано французскому художнику эпохи барокко Лорану де Ла Иру, за €918,4 тыс. (эстимейт €200–300 тыс.) 9 ноября. О провенансе крупноформатного полотна сообщалось лишь, что оно было приобретено в 1929 году на «анонимных торгах» Christie’s в Лондоне. Далее следы теряются, однако произведение упоминают Пьер Розенберг и Жак Тюийе в монографии 1998 года, посвященной де Ла Иру. (Долгое время авторство приписывалось французскому неоклассицисту Роберу Лефевру.)

Специалисты из галереи Маттисена выяснили, что продавцом на торгах 1929 года был подполковник Бернард Гренвилл, а покупателями — Уокинзы, лондонская дилерская династия. Тогда работа ушла за 49 гиней (что сегодня составляет £4,3 тыс.). «Мы также обнаружили, что картина почти наверняка входила в собрание Роберта Уолпола, первого графа Орфорда, и хранилась в Строберри-Хилл-Хаусе [в Лондоне]», — рассказывает Маттисен.

Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640. Фото: Christie’s
Лоран де Ла ир. «Нарцисс». Около 1640.
Фото: Christie’s

Спустя месяц после продажи на Artcurial правительство Франции выдало экспортную лицензию, однако дилер утверждает, что не мог перевезти картину в Соединенное Королевство без сведений о ее провенансе после 1929 года. «Процедуры AML требуют раскрытия личности продавца, а если произведение продавалось через агента — то личности конечного бенефициара, — объясняет он. — К сожалению, Artcurial не смог предоставить никакой полезной информации».

Все, что, по словам дилера, ему удалось получить от Artcurial, — это сведения о том, что полотно «продавала британская компания, которая приобрела его минувшим летом у некоей бельгийской семьи за €30 тыс. как произведение Лефевра». Проверить эту информацию Маттисену не удалось.

Директор отдела старых мастеров и искусства XIX века в Artcurial Матье Фурнье объясняет: «Французское законодательство обязует нас хранить конфиденциальность клиентов. Действительно, у нас нет документов, связанных с судьбой картины после 1929 года, но Патрик Маттисен знал об этом, когда покупал работу». Фурнье добавляет, что бельгийской семье сообщили об изменении атрибуции и стоимости картины.

Artcurial дважды направлял дилеру официальное требование оплатить покупку, после чего 10 апреля аннулировал продажу «по требованию продавца». По словам представителей аукционного дома, он оставляет за собой право потребовать возмещения убытков.

«Мы уже не первый раз сталкиваемся с подобными проблемами именно во Франции, — говорит Маттисен. — Если некоторые французские аукционисты не смирятся с необходимостью стать более прозрачными, британские и американские дилеры могут перестать покупать у них».  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+