На выставке в московском фонде In artibus собрано около полусотни портретов разных веков из коллекции Инны Баженовой. Среди них есть знакомые публике произведения, появлявшиеся прежде на выставках фонда и в московских музеях, однако часть работ показана впервые.
Портрет — жанр, требующий взгляда терпеливого и эрудированного зрителя. Вполне он раскрывается при долгом разглядывании, каждый портрет своеобразен и самодостаточен.
Некоторые из работ, показанных в фонде, вполне могли бы претендовать на выставку одной картины. Например, «Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами (Е.И.Козицкой?)» выглядит отдельной драгоценностью. Впрочем, как почти любая работа Федора Рокотова. Или вот еще один портрет — «Дочь художника Надя» Ильи Репина, сделанный в 1876 году под влиянием увиденных в Париже работ Эдуарда Мане. Трудно поверить: глядя на живопись, подобную этому портрету двухлетней Нади, современники опасались, что Репин свернет с пути реализма, — а он всего лишь пробовал писать быстро и эмоционально. Еще одна звезда, уже советского периода, — «Девушка с подсолнухами» (1930) Ильи Машкова, где на полотне соединены и разные жанры (портрет с приметами пейзажа и натюрморта), и ярчайшие цвета солнечных оттенков.
Все эти портреты, представленные в одном пространстве, предлагают некую интеллектуальную игру: почему куратор соединила их так и в таком порядке? Потому ли «Портрет молодой сидящей женщины» Алексея Венецианова представлен рядом с портретом Александра Попова кисти Зинаиды Серебряковой, что в них главенствует синий цвет? Или потому, что на лицах обеих моделей мягкая, умная усмешка? Синий потом перекидывается в портрет девушки не слишком известной художницы Ольги Яновской, а затем заливает прекрасный «Портрет девушки с кошкой» конца 1920-х годов Константина Истомина (кошка, кстати, есть еще одна). Прокладывая свой путь по выставке, можно использовать метод контрастов: например, гипертрофированный эстетизм Ростислава Барто против гипертрофированного артистизма Анатолия Зверева, и так далее.
Часть экспозиции как будто выстроена, чтобы отследить развитие живописной манеры мастеров московской школы живописи, от Петра Кончаловского и Ильи Машкова до Владимира Вейсберга и Бориса Касаткина. Но можно «играть» и по-другому: искать и сравнивать портреты детей, автопортреты (Александр Глускин, Михаил Куприянов, Надежда Удальцова), девичьи лица и лица мрачных старух. И совсем для посвященных — найти в зале портреты владелицы коллекции Инны Баженовой и куратора выставки Елены Руденко.
Фонд In artibus
«Как живые! Портреты XVIII–XXI вв. из частной коллекции»
До 24 сентября