18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Суд и сад

Юрий Грымов на репетиции. Фото: Театр «Модерн»
Юрий Грымов на репетиции.
Фото: Театр «Модерн»
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов рассказал о новом спектакле «Цветы нам не нужны» и грани между добром и злом

Как появилась идея спектакля?

Я никогда не анализирую, почему в какой-то момент я захотел, например, снять фильмы «Казус Кукоцкого» или «Муму» или поставить какой-то спектакль в театре. Если начну анализировать, то запутаюсь. Это «почему» будет включать зрителя, я начну думать, что нужно публике, что идет в других театрах. Я этого не делаю, а концентрируюсь на том, что интересно мне лично.

Тема Нюрнбергского процесса мне очень интересна. Она неожиданно проявилась в моей жизни. Я даже не помню, когда начал интересоваться периодом 1930–1960-х годов и, как следствие, началом существования фашистской Германии. Уже несколько лет я серьезно погружен в эту тему, изучил несколько томов документов Нюрнбергского процесса.

Сцена спектакля «Цветы нам не нужны». Фото: Театр «Модерн»
Сцена спектакля «Цветы нам не нужны».
Фото: Театр «Модерн»

Автором пьесы стала одна из актрис труппы. На основе чего она ее написала?

Автором выступила актриса Надежда Селиванова, которая играет в спектаклях «Леонардо» и «Петр». История написана на основе общедоступной литературы, которой достаточно: есть биографии, опубликованные документы, снято много прекрасных документальных фильмов и гигантское количество интервью. Все-таки не надо забывать, что фашистская Германия была, можно сказать, вчера, это не эпоха динозавров. Даже те преступники, кто был осужден и отбыл свой срок, вышли и уже на свободе дали огромное количество интервью, издали мемуары, на этом все зарабатывали деньги. Я нашел человека, который охранял Рудольфа Гесса (заместитель Адольфа Гитлера в НСДАП и рейхс­министр. — TANR) в тюрьме Шпандау — Алексея Степанова. Сейчас это известный военный историк и полковник ФСБ в запасе, а тогда он был молодым охранником одного из главных подельников Гитлера. Мы много общались, он приходил в театр, говорил с актерами. И это удивительно, когда вы можете не через книгу, а через кого-то реального узнать подробности истории. Я не знал того, что знаю теперь. Да и никто особо не знает. Мы видели фильмы, читали статьи, но тот кошмар в реальности трудно себе представить. Это очень сложная тема, но очень важная. И мне понятно, где корни этих событий. Ужасная депрессия в Германии после Первой мировой войны, дикая безработица, на этом фоне приход к власти Гитлера. Но мне не ясно до сих пор, в какой период люди сошли с ума, где тот спусковой механизм их безумия, когда они решили уничтожать целые народы. Я считаю Нюрнбергский процесс самым ярким событием ХХ века. Важнее события не было.

Основа сюжета нового спектакля — именно Нюрнбергский процесс?

Нет, процесс — это ввод в историю, примерно 15 минут спектакля, чтобы познакомить зрителя с персонажами — кто есть кто, в какой должности. Главные события разворачиваются в тюрьме Шпандау в течение 20 лет после вынесения приговоров. Это очень напряженное, но интересное и динамичное действие.

Сцена спектакля «Цветы нам не нужны». Фото: Театр «Модерн»
Сцена спектакля «Цветы нам не нужны».
Фото: Театр «Модерн»

Много актеров задействовано в постановке?

Главных героев — семь. Плюс семь жен, с которыми нацистские преступники встречаются в Шпандау. Есть и другие действующие лица — капеллан, охранники. Осужденных в Шпандау охраняли представители четырех стран: России, Америки, Франции и Британии. «Цветы нам не нужны» — это густонаселенный спектакль, как и другие постановки театра «Модерн»: «Леонардо», «Петр», «Война и мир».

А откуда появилось название?

Это моя идея. Я читал, что Альберт Шпеер, личный архитектор Гитлера, в тюрьме разбил сад. Но не все хотели выращивать цветы, хотели, условно, редиску. Потому что зачем цветы? Ну глупо: цветы есть нельзя. Как в фильме «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии есть фраза «Скрипач нам не нужен». Так и здесь: в Шпандау «цветы нам не нужны».

Почему этот спектакль вы назвали прологом к трилогии «Антихрист и Христос»?

В нем грань между Антихристом и Христом не просто видна, а проходит очень четко. Мы видим, как во времена фашистской Германии огромное число людей перешли на сторону Антихриста, хотя служили под знаменем Бога. Все очевидно: нет ничего страшнее фашизма, это абсолютное зло. В ситуации с Петром I и Леонардо да Винчи (первые два спектакля трилогии посвящены именно этим историческим личностям. — TANR) грань между добром и злом достаточно зыбкая.

Сцена спектакля «Цветы нам не нужны». Фото: Театр «Модерн»
Сцена спектакля «Цветы нам не нужны».
Фото: Театр «Модерн»

Тогда почему этот спектакль не стал частью проекта?

Я изначально хотел сделать именно трилогию: Петр I, Леонардо и Иуда. Но решил перед Иудой выпустить «Цветы нам не нужны». Просто так сложилось. Третью часть трилогии — «Иуда?» — зрители увидят в ноябре.

То есть это все — творческий порыв? Ведь эти личности, события — все они не похожи и в жизни не пересекались.

Это круг моих интересов. Мне интересен Лев Толстой — я ставлю «Войну и мир» с прекрасным хором имени Свешникова. Мне интересен Курт Кобейн — я ставлю спектакль Nirvana. Диапазон репертуара театра «Модерн» очень широк; 97% спектаклей, которые идут у нас, не идут больше нигде. При этом за шесть лет, что я руковожу театром, не снят ни один спектакль, все в работе.

Получается, для вас театр — это исследовательская лаборатория ваших личных интересов?

Да, абсолютно. Если у меня есть какая-то вибрация, она передается актерам, а от них — зрителям. В театре я могу удовлетворить любой творческий порыв, здесь есть все: и дизайн во всех его проявлениях, и живопись, и музыка. Я могу быть и режиссером, и декоратором, и заниматься подбором музыки.

Можно только позавидовать: вы счастливый человек.

Думаю, да, но здесь еще 150 таких счастливцев.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+