18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В фонде Ruarts идет выставка Игоря Вулоха

Игорь Вулох. «Без названия». Фрагмент. 2003. Фото: Фонд Ruarts
Игорь Вулох. «Без названия». Фрагмент. 2003.
Фото: Фонд Ruarts
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

На выставке «Поля-двойники» представлены работы художника из коллекции фонда Ruarts, частных музеев AZ и АРT4, фондов «Екатерина» и Prometheus, ММОМА, дополненные произведениями его супруги и других авторов

Художники-нонконформисты в СССР никогда не принадлежали к единому «сетевому» сообществу. Если что их всех и связывало между собой (помимо, конечно, личных и профессиональных отношений внутри замкнутых групп вроде Лианозовской или круга Кабакова — Соостера), так это внутреннее отторжение соцреалистических догм. Причем отторжение совсем не обязательно выражалось в протестных или пародийных формах — хватало и других векторов.

Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Игорь Вулох (1938–2012) относился к тем художникам, для кого официальное искусство было лишь навязчивым, но совершенно посторонним фоном по отношению к собственному творчеству. Уже в начале ­1960-х фигуративная живопись у него чем дальше, тем последовательнее замещалась беспредметной. Причем процесс этот шел не по заимствованным трендовым правилам (хоть и полуподпольно, но мода на абстрактные веяния в послевоенном СССР все же существовала), а по индивидуальной, глубоко внутренней логике. Ею художник руководствовался до конца дней, какие бы внешние изменения ни претерпевала его манера. Геометрический минимализм — важный и, пожалуй, наиболее узнаваемый, но отнюдь не единственный у него формат.

Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Выставка «Поля-двойники» в московском фонде Ruarts приурочена к 85-летию автора. В названии проекта использован заголовок одного из стихотворных циклов поэта Геннадия Айги (1934–2006), который много лет был близким другом, единомышленником и чуть ли не альтер эго Игоря Вулоха. Симптоматично, что и еще один герой, швед Тумас Транстрёмер, незримо возникающий в ряде его работ, тоже был поэтом — и даже лауреатом Нобелевской премии. Присутствие этих фигур лишний раз дает понять, что при всей своей сосредоточенности на живописной пластике художник никогда не оставался в плену сугубо цеховых категорий.

Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

«Мы не делали выставку, претендующую на осмысление всего его творчества, — говорит Катрин Борисов, арт-директор фонда Ruarts и сокуратор проекта (другим сокуратором стала Дина Ахметова), — а хотели показать наследие Вулоха под более эмоциональным углом. Представить уже ушедшего художника как современного, актуального».

В экспозицию включено 18 работ Игоря Вулоха из коллекции Ruarts и гораздо больше вещей, позаимствованных из иных источников: частных музеев AZ и АРT4, фондов «Екатерина» и Prometheus, Московского музея современного искусства. Самый значительный вклад внесли наследники автора: его вдова Наталия Туколкина-Охота и пасынок Георгий Альтман.

Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Художница Наталия Туколкина-Охота выступает также в роли своеобразного соавтора мужа: на выставке представлены ее авторские костюмы 1980–1990-х и фарфоровая серия «Наш хрупкий мир» (2021), в которых использованы некоторые мотивы его живописи и графики. А еще встречаются единичные произведения, которые с главным героем выставки напрямую не связаны, но становятся неким «эхом Игоря Вулоха», по выражению Катрин Борисов. Стоит упомянуть хотя бы мраморные «Слезы» Айдан Салаховой из серии «Стена плача» или гранитный объект «Без названия» художника 0331с (Евгений Оззик).

Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts. Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Поля-двойники» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Та же подпись — «Без названия» — сопровождает чуть ли не треть работ и самого Вулоха. А там, где названия все же даны, они все равно предельно лаконичны: «Композиция», «Фрагмент», «Пейзаж», «Зима», «Поля». И это при безграничной любви автора к поэзии. Из чего следует неизбежный вывод: его собственная поэзия не в словах.  

Фонд Ruarts
«Поля-двойники. К 85-летию Игоря Вулоха»
До 12 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+