18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Выставок Александра Иванова в Третьяковской галерее никогда не будет много

Александр Иванов. «Жених, выбирающий серьги для своей невесты». Фрагмент. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Иванов. «Жених, выбирающий серьги для своей невесты». Фрагмент.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Графическое наследие Александра Иванова огромно — только Третьяковская галерея владеет более чем 700 самостоятельными листами и почти 40 альбомами. Из одной лишь графики можно сделать выставку — и не одну

В здании в Лаврушинском переулке открыта экспозиция «Мастер акварели. Жанр и пейзаж», уже пятая монографическая мини-выставка Александра Иванова. Для нее кураторы Анна Антонова и Маргарита Крылова отобрали 38 произведений графики — акварели со сценами из итальянской жизни и пейзажами. Самые ранние из них относятся к середине 1830-х и изображают интерьер мастерской Иванова в Риме на верхнем этаже палаццо Боргезе. На мольберте виден эскиз картины «Явление Христа народу» (1837–1857), начатый в 1836 году.

Александр Иванов. «Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии (приглашение к танцу)». Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Иванов. «Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии (приглашение к танцу)».
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Следующая работа связана с приездом в Рим в декабре 1838 года великого князя Александра Николаевича. Художники-пенсионеры решили преподнести ему в подарок на Новый год свои рисунки, и именно тогда Иванов впервые обратился к жанровой живописи и подарил великому князю акварель «Аве Мария» (Русский музей), эскиз которой представлен в зале.

Жанровые композиции, созданные в 1839–1842 годах, также были задуманы как подарки высочайшим особам в связи с их визитами в Рим. Создавая жанровые сцены, Иванов открыл для себя возможности акварельной техники и обратился к пейзажу. Он писал многочисленные виды, выезжая в окрестности Рима, а также на берег Неаполитанского залива.

Александр Иванов. «Море у берегов Неаполя». Вторая половина 1840-х –1850-е. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Иванов. «Море у берегов Неаполя». Вторая половина 1840-х –1850-е.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Эти работы показывают все богатство приемов, которыми овладел художник: мелкие мазки, аккуратные цветовые пятна — и широкие заливы краски, затеки тона в тон. Подлинные шедевры — «Терраса, обвитая виноградом», «На берегу Неаполитанского залива у Кастелламаре», «Море у берегов Неаполя» (все — вторая половина 1840-х — 1850-е). На фоне творчества современников Иванов-акварелист оказывается новатором, намного опередившим свою эпоху.

Государственная Третьяковская галерея
«Александр Иванов — мастер акварели. Жанр и пейзаж»
До 19 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+