18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Новое пространство в Эрмитаже, где будут встречаться перо и станок

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Проповедующий Христос» («Лист в сто гульденов»). Около 1648. Фото: Государственный Эрмитаж
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Проповедующий Христос» («Лист в сто гульденов»). Около 1648.
Фото: Государственный Эрмитаж
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Работы на бумаге не могут экспонироваться подолгу из-за ограничений по их хранению. Тем не менее Государственный Эрмитаж стремится как можно активнее показывать и эту часть своей коллекции. Теперь для этих целей в музее появилась Галерея графики

Государственный Эрмитаж открыл Галерею графики — пять залов на третьем этаже Зимнего дворца — для показа своего богатейшего собрания рисунков и гравюр XV–XX веков. Это собрание, которое насчитывает более 600 тыс. графических листов (пятая часть всей коллекции музея), прежде демонстрировалось лишь на временных выставках.

Галерея графики в Эрмитаже. Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж
Галерея графики в Эрмитаже.
Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж

Требование сохранности хрупких, боящихся яркого света рисунков и оттисков на бумаге задает особый режим их показа и в Галерее графики. Рисунки и гравюры будут представлять в формате выставочных проектов, сменяемых три раза в год. Для дебюта нового пространства выбрана выставка «Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи». В нее включено 117 листов; среди авторов, помимо имен из заголовка — Пармиджанино, Хендрик Гольциус, Питер Пауль Рубенс, Жак Калло, Антонис ван Дейк, Рембрандт, Антуан Ватто, Джованни Баттиста Тьеполо, Франсуа Буше и другие старые мастера.

Тема диалога рисунка и печатной графики интересна во многих аспектах. Для первого характерны спонтанность и приватность использования, для второй — тщательная проработка и тиражность, адресованная широкому кругу зрителей. Рисунки, оставаясь самостоятельным видом искусства, верно служат подготовительным материалом для создания гравюр. Наконец, популярность гравюры привела к появлению в XVIII веке «обманок» — рисунков, имитирующих технику резцовой гравюры.

Жак Белланж. «Сидящая женщина в профиль». После 1610. Фото: Государственный Эрмитаж
Жак Белланж. «Сидящая женщина в профиль». После 1610.
Фото: Государственный Эрмитаж

Подобные сюжеты дают повод для того, чтобы Галерея графики могла стать местом встреч знатоков и любителей, художников и коллекционеров, центром притяжения всех неравнодушных к этому искусству. Как рассказал The Art Newspaper Russia Михаил Дединкин, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, мысль о создании постоянно действующей галереи графики, где всегда что-то будет на стенах, давно преследовала сотрудников музея. Но хотелось использовать для этих целей не большой парадный зал, обладающий ненужным для показа графики пафосом. Подобный опыт был у музея в XIX веке, когда графика подолгу выставлялась в залах первого этажа Нового Эрмитажа. После Великой Отечественной войны к нему не стали возвращаться.

Когда несколько лет назад произведения живописи XIX — начала ХХ века были перевезены с третьего этажа Зимнего дворца в Восточное крыло Главного штаба и началась подготовка к открытию там Запасной галереи живописи XVII–XVIII веков, несколько залов в юго-восточном ризалите дворца были зарезервированы для Галереи графики. Это небольшие помещения разной высоты, которые расположены так, что можно использовать под выставку разное количество залов — от пяти до двух.

Галерея графики в Эрмитаже. Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж
Галерея графики в Эрмитаже.
Фото: А.В.Бронников/Государственный Эрмитаж

Кстати, в XIX веке помещения третьего этажа Зимнего дворца использовались как фрейлинские комнаты. Известно, что Пушкин, навещавший фрейлину Александру Смирнову-Россет, жаловался на высоту и крутизну Комендантской лестницы. Она и ныне ведет на третий этаж, давая повод рассказать в Галерее графики о пушкинских временах на основе собрания отдела истории русской культуры.

Сейчас подготовлена программа на ближайшие два года, она состоит из шести выставочных проектов. Следующей будет выставка нидерландской графики XVI века. Практика покажет, какое выставочное оборудование является оптимальным для демонстрации графики. При необходимости его будут обновлять.

По словам Дединкина, в перспективе для показа миниатюры планируется использовать зал «Фонарик», где сейчас хранится западноевропейская скульптура. А один из ныне открываемых залов будет отведен под экспозицию пастелей XVII — начала XIX века.  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+