Государственный Эрмитаж открыл Галерею графики — пять залов на третьем этаже Зимнего дворца — для показа своего богатейшего собрания рисунков и гравюр XV–XX веков. Это собрание, которое насчитывает более 600 тыс. графических листов (пятая часть всей коллекции музея), прежде демонстрировалось лишь на временных выставках.
Требование сохранности хрупких, боящихся яркого света рисунков и оттисков на бумаге задает особый режим их показа и в Галерее графики. Рисунки и гравюры будут представлять в формате выставочных проектов, сменяемых три раза в год. Для дебюта нового пространства выбрана выставка «Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи». В нее включено 117 листов; среди авторов, помимо имен из заголовка — Пармиджанино, Хендрик Гольциус, Питер Пауль Рубенс, Жак Калло, Антонис ван Дейк, Рембрандт, Антуан Ватто, Джованни Баттиста Тьеполо, Франсуа Буше и другие старые мастера.
Тема диалога рисунка и печатной графики интересна во многих аспектах. Для первого характерны спонтанность и приватность использования, для второй — тщательная проработка и тиражность, адресованная широкому кругу зрителей. Рисунки, оставаясь самостоятельным видом искусства, верно служат подготовительным материалом для создания гравюр. Наконец, популярность гравюры привела к появлению в XVIII веке «обманок» — рисунков, имитирующих технику резцовой гравюры.
Подобные сюжеты дают повод для того, чтобы Галерея графики могла стать местом встреч знатоков и любителей, художников и коллекционеров, центром притяжения всех неравнодушных к этому искусству. Как рассказал The Art Newspaper Russia Михаил Дединкин, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, мысль о создании постоянно действующей галереи графики, где всегда что-то будет на стенах, давно преследовала сотрудников музея. Но хотелось использовать для этих целей не большой парадный зал, обладающий ненужным для показа графики пафосом. Подобный опыт был у музея в XIX веке, когда графика подолгу выставлялась в залах первого этажа Нового Эрмитажа. После Великой Отечественной войны к нему не стали возвращаться.
Когда несколько лет назад произведения живописи XIX — начала ХХ века были перевезены с третьего этажа Зимнего дворца в Восточное крыло Главного штаба и началась подготовка к открытию там Запасной галереи живописи XVII–XVIII веков, несколько залов в юго-восточном ризалите дворца были зарезервированы для Галереи графики. Это небольшие помещения разной высоты, которые расположены так, что можно использовать под выставку разное количество залов — от пяти до двух.
Кстати, в XIX веке помещения третьего этажа Зимнего дворца использовались как фрейлинские комнаты. Известно, что Пушкин, навещавший фрейлину Александру Смирнову-Россет, жаловался на высоту и крутизну Комендантской лестницы. Она и ныне ведет на третий этаж, давая повод рассказать в Галерее графики о пушкинских временах на основе собрания отдела истории русской культуры.
Сейчас подготовлена программа на ближайшие два года, она состоит из шести выставочных проектов. Следующей будет выставка нидерландской графики XVI века. Практика покажет, какое выставочное оборудование является оптимальным для демонстрации графики. При необходимости его будут обновлять.
По словам Дединкина, в перспективе для показа миниатюры планируется использовать зал «Фонарик», где сейчас хранится западноевропейская скульптура. А один из ныне открываемых залов будет отведен под экспозицию пастелей XVII — начала XIX века.