18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Обновленная Национальная портретная галерея подкорректировала список своих героев

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Знаменитый лондонский музей, расположенный рядом с Трафальгарской площадью, вновь распахнул двери для посетителей после трехлетней реконструкции. За это время изменились не только его интерьеры, но и концепции

Первая в мире портретная галерея, основанная в Лондоне в 1856 году и расположенная рядом с Трафальгарской площадью, после полной смены экспозиции открылась для посетителей 22 июня. Благодаря реконструкции интерьеров исторического здания, а также переосмыслению коллекции она станет «галереей для всех и для каждого», уверена главный куратор музея Элисон Смит.

Национальная портретная галерея. Лондон. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон.
Фото: National Portrait Gallery

Реконструкция Национальной портретной галереи (НПГ), которая обошлась в £41,3 млн и проводилась под руководством Jamie Fobert Architects, началась в июне 2020 года, в самый разгар пандемии коронавируса. Спустя три года у здания появился новый вход с северной стороны, а в обновленных залах теперь представлено более тысячи экспонатов. Как говорит Смит, посетители музея получат ощущение «прогулки по оси британской истории, культуры и общества от Плантагенетов до наших дней».

Национальная портретная галерея. Лондон. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон.
Фото: National Portrait Gallery

Здание галереи 1896 года постройки «крайне нуждалось в реконструкции», особенно после последнего расширения — появления крыла Ондатже в 2000 году. Да и экспозиция выглядела «морально устаревшей» и требовала обновления — «как в плане моделей, изображенных на полотнах, так и в плане репрезентации стилей портретной живописи и текстов на этикетках», объясняет Смит. По ее словам, «нужно было, чтобы экспонируемое искусство выглядело более понятным и близким посетителям». Теперь в крупнейшей в мире коллекции портретов отражено несколько новых эволюционных тенденций в искусстве.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Благодаря переходу от концепции «благородных мужей» к концепции сильных личностей, в постоянной экспозиции появилось гораздо больше женских портретов — для исправления «гендерного дисбаланса». По крайней мере в залах, посвященных искусству после 1900 года, доля женских портретов выросла до 48% — по сравнению с 37% до реконструкции. Сферы деятельности, героями которых раньше были лишь мужчины, такие как наука и технологии, также представлены несколько иначе. В частности, за счет появления портретов «первого в истории программиста» — им, кстати, была дама, графиня Ада Лавлейс (картину одолжила Правительственная коллекция произведений искусства) — и инженера-электрика, борца за права женщин Кэролайн Хаслетт, чья кампания за бытовую технику в свое время произвела «революцию в мире домохозяек».

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Другим приоритетом обновленного музея стало продвижение малых народов — их доля в экспозиции увеличилась с 3 до 11%. Триумфальным дополнением к историческим галереям на третьем этаже явился «Портрет Омаи» (около 1776) кисти Джошуа Рейнолдса, одно из самых ранних в британском искусстве изображений цветного человека. Галерея собрала ровно половину из £50 млн на покупку картины, совершенную совместно с Музеем Гетти из Лос-Анджелеса, что стало крупнейшим приобретением в истории НПГ.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Кураторам пришлось мыслить творчески, чтобы интегрировать в музейное пространство «утраченные нарративы и подзабытых героев». Обновленные экспозиции, как говорит Смит, «призваны придать работам на бумаге такой же статус, как и парадному великосветскому портрету». «Забытые герои» вернутся и благодаря включениям современного искусства, фотографии и цифровых медиа.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Современной портретной живописи посвящены залы в отреставрированном Восточном крыле, переименованном в Уэстонское после получения пожертвования в размере £6,5 млн от Фонда Гарфилда Уэстона. Здание было закрыто для публики и использовалось в административных целях на протяжении 40 лет. А в тематические залы — тюдоровских панно, миниатюр и гравюры XVI–XVIII веков, а также «фотографической революции» — добавлены вкрапления более ранних периодов. Кураторы увеличили количество фоторабот в экспозиции с 4 до 29%.

Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция. Фото: National Portrait Gallery
Национальная портретная галерея. Лондон. Обновленная экспозиция.
Фото: National Portrait Gallery

Фотография остается основой и для программы временных выставок. Среди сегодняшних блокбастеров, по словам Смит, интересны два: ранее не выставлявшиеся фотографии Пола Маккартни, которые предлагают «взгляд на закулисье Beatles в 1964 году, когда они только начинали свою карьеру в Штатах» (до 1 октября), и ретроспектива Йевонд, пионера цветной фотографии, «которую следовало бы назвать одной из величайших британских фотографов» (до 15 октября).

Также заметнее в экспозиции музея стала скульптура. В частности, здесь появилась работа Томаса Прайса «Выйти на связь» (2021) — изображение уткнувшейся в телефон женщины — как символ того, что гаджеты сделали портреты неотъемлемой частью современной жизни.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+