18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художница создала мираж дома под сводами музея

Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства. Фото: ММОМА
Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства.
Фото: ММОМА

На выставке «Два дома» в Московском музее современного искусства художница Анастасия Литвинова показывает с помощью камеры-обскуры перевернутый мир и приглашает зрителя в созданные из света и шелка лабиринты памяти

Музеи — не то, чем кажутся. Так утверждают теоретики искусства и художники, работающие с категорией пространства. Пионер ленд-арта Роберт Смитсон, к примеру, считал музеи тюрьмами, где в выставочных залах, будто в камерах, заточены произведения искусства. Концептуалист и художественный критик Брайан О’Догерти, в свою очередь, сравнил галереи с лимбом, где омертвевшее искусство находится в некой «витринной вечности». Современная российская художница Анастасия Литвинова предлагает другое, не такое мрачное сравнение. Для нее музей — это дом, в котором регулярно сменяются жильцы — художники. Один за другим они на время присваивают выставочное пространство, населяя его своими работами.

Новым домом художницы стала городская усадьба на Гоголевском бульваре в Москве, где ныне находится один из филиалов Московского музея современного искусства (ММОМА). Если точнее, она заняла сводчатые каменные палаты во флигеле. Ее сайт-специфический, то есть неотделимый от самого места, проект носит название «Два дома». Оно позаимствовано с таблички на фасаде: «Объект культурного наследия „Два дома“, конец XVIII в., арх. М.Ф.Казаков», но предполагает более широкое прочтение.

Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства. Фото: ММОМА
Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства.
Фото: ММОМА

В основу выставки, по признанию Анастасии Литвиновой, должно было лечь исследование интригующей истории усадьбы. В первой четверти XIX века здесь жил Михаил Нарышкин и проходили собрания тайного общества декабристов, а позднее, когда дом принадлежал Министерству народного просвещения, его гостями становились Иван Тургенев, Александр Островский, Афанасий Фет. Несмотря на выдающуюся биографию здания, поиск достаточного количества материалов о нем не увенчался успехом, и потому выставка-исследование превратилась в выставку-метафору, выставку-ощущение, выставку-мираж.

Экспозиция утопает в полумраке. По периметру первого зала развешаны старые оконные рамы со стеклами. Они кажутся призраками тех окон, сквозь которые в помещение когда-то проникал свет и которые теперь перекрыты фальшстенами. На стекла проецируются странные нечеткие изображения. На первый взгляд, они неподвижны, но, если присмотреться внимательнее, замечаешь, как колышутся кроны деревьев, мелькают редкие машины и прохожие. Но это вовсе не видео: сквозь вырезанные в фальшстенах маленькие отверстия происходящее на улице отражается в режиме реального времени на парящих внутри помещения квазиокнах — правда, вверх ногами. Так работает камера-обскура. Мастера прошлого использовали это оптическое устройство для создания реалистичных изображений, а Анастасия Литвинова — чтобы впустить внешний мир в давно изолированный от него музей. Но это не просто внешний мир — это перевернутый мир, и кураторы выставки Динара Уварова и Варвара Новикова видят в этом ни много ни мало эсхатологический мотив.

Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства. Фото: ММОМА
Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства.
Фото: ММОМА

Улица словно прорастает внутрь музея еще и тенями, напоминающими ветви раскидистого дерева. Они ползут по белым сводчатым стенам от конструкции в центре зала. Здесь, как еще одно призрачное видение, зависла в воздухе полупрозрачная белая материя, будто запомнившая очертания предметов мебели под ней. Мебель накрывают, надолго покидая дом. Инсталляция отдает дань памяти историческим жильцам особняка, оставившим его навсегда (один из них, уже упомянутый декабрист Нарышкин, был арестован здесь в 1826 году), но в то же время она резонирует и с сегодняшней повесткой, в ткань которой прочно вплетено слово «релокация» (в последнее время многие были вынуждены обрести второй дом).

Сама Анастасия Литвинова живет на три дома — и три города: Москва, родной Санкт-Петербург и Хельсинки. Вероятно, потому ей и удается так тонко и прочувствованно раскрывать тему переезда и ностальгии по родным, оставленным пусть даже на время, местам. Наша память не самый совершенный механизм для запечатления точного образа событий, людей, пространств. Чтобы создать как бы рассеивающийся в памяти образ собственного дома, художница обратилась к цианотипии — еще одной, помимо камеры-обскуры, технике с давней историей. Интерьеры ее квартиры отпечатаны — в характерном для цианотипий синем мареве — на тончайшем, просвечивающем шелке. Большие, от пола до потолка, лоскуты ткани образуют нечто вроде эфемерного лабиринта воспоминаний, воздушные «стены» которого слегка колышутся при движении сквозь них зрителя.

Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства. Фото: ММОМА
Выставка «Два дома» в Московском музее современного искусства.
Фото: ММОМА

Инсталляция с фрагментами домашнего интерьера символически возвращает усадьбе, которая некогда была частным владением, а ныне является публичным музеем, приватное измерение. Так два дома — дом художника и дом искусства — становятся одним целым.

Московский музей современного искусства
Анастасия Литвинова. «Два дома»
До 6 августа

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+