18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исторический чугун противостоит блуждающим токам

Московские триумфальные ворота. Санкт-Петербург. 2008. Фото: Александр Щепин/Фотобанк Лори
Московские триумфальные ворота. Санкт-Петербург. 2008.
Фото: Александр Щепин/Фотобанк Лори
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

В Санкт-Петербурге началась реставрация Московских триумфальных ворот. Это сооружение со сложной исторической судьбой сейчас выглядит довольно благополучно, но внешность обманчива: памятнику угрожают невидимые постороннему глазу опасности

Памятник федерального значения — Московские триумфальные ворота — закрыт на реставрацию. Ворота эти были установлены на пути из Петербурга в Москву 185 лет назад. За минувшие десятилетия они пережили полную разборку, затем восстановление. В последний раз реставрационные работы на памятнике проводились 20 лет назад. Комплексная реставрация, которая началась в этом году, вторая в истории монумента. Из городского бюджета на нее выделено 332,5 млн руб. Контракт на выполнение работ заключен с ООО «Реставрационная мастерская „Наследие“».

Из истории Московских триумфальных ворот

Триумфальные ворота были сооружены в период с 1834 по 1838 год по проекту архитектора Василия Стасова (1769–1848). Их торжест­венное открытие состоялось 16 октября 1838 года. Монумент представляет собой 12-колонный дорический портик высотой 23,74 м, длиной 36,27 м и шириной 8,53 м, выполненный главным образом из чугуна. Все детали памятника общим весом более 1000 т отлиты на Александровском чугунолитейном заводе. Портик ворот венчают плоский аттик с посвятительной надписью и восемь скульп­турных композиций с изображением воинских трофеев — арматур. Фриз ворот, повторений и аналогов которого нет ни в одном другом сооружении, украшают фигуры Гениев, выполненные из выколотной меди Борисом Орловским по эскизу Василия Стасова. В 1936 году Ленсовет принял решение о разборке ворот с возможностью их последующего восстановления. В 1961 году Московские триумфальные ворота вернулись на историческое место; утраченные элементы, кроме посвятительной надписи, были восстановлены. К 300-летию Санкт-Петербурга ворота отреставрировали, надпись вернули.

Еще…

Московские триумфальные ворота — один из самых грандиозных памятников Петербурга и самое крупное в мире художественное сооружение из чугуна. Первоначально на месте пересечения Забалканского (так с 1830-х годов до 1918-го именовался нынешний Московский проспект) и Лиговского проспектов был сооружен целый комплекс, состоявший из собственно ворот, двух кордегардий (караульных помещений), соединенных с ними решетками, скамеек и фонарей. Проезд по проспекту проходил через ворота: расстановка центральных колонн позволяла разъехаться двум большим каретам, позднее сквозь ворота проходила трамвайная линия.

Московские триумфальные ворота. Фото: Wikimedia commons
Московские триумфальные ворота.
Фото: Wikimedia commons

«Для своего времени, то есть для первой трети XIX века чугун, тем более в таком масштабном художественном произведении, был большим новаторством, — рассказала нашему изданию Надежда Ефремова, старший научный сотрудник отдела памятников и мемориальных досок Государственного музея городской скульптуры. — Недаром чугун называли золотым железом: художественные изделия, отлитые из него умельцами на заводах, ценились очень высоко. В этих воротах сошлось все: грандиозные размеры, инженерно-технические достижения, художественные достоинства и историческая значимость».

Уникальная конструктивная особенность этого монумента состоит в том, что он выполнен из разных металлов: 12-колонный дорический портик отлит из чугуна, а декоративные украшения, кровля и оформление основания ворот первоначально были сделаны из меди. Тесное соседство разновалентных металлов вызывает блуждающие токи, разрушающие чугун и медь. Тем более что памятник находится на пересечении крупных транспортных магистралей, он буквально опутан электрическими проводами и испытывает на себе разрушительное воздействие выхлопных газов, вибрации, колебания почвы и электромагнитного поля.

Московские триумфальные ворота. Фрагмент. Конец 1950-х — начало 1960-х. Фото: Государственный музей городской скульптуры
Московские триумфальные ворота. Фрагмент. Конец 1950-х — начало 1960-х.
Фото: Государственный музей городской скульптуры

За свои без малого 200 лет жизни ворота перенесли множество пертурбаций и изменений. Сначала в 1919 году с фриза была удалена историческая посвятительная надпись из медных позолоченных букв, придуманная Николаем I: «Побѣдоноснымъ россiйскимъ войскамъ въ память подвиговъ въ Персiи, Турцiи и при усмиренiи Польши въ 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 годахъ». Надпись была видна со стороны Москвы, тот же текст на латыни был обращен к центру Петербурга. В середине 1930-х годов ворота разобрали, чугунные детали перенесли на склад, а медную скульптуру передали в фонды музеев Академии художеств, городской скульптуры, военно-артиллерийского и Русского. В годы блокады отдельные чугунные блоки ворот использовали при сооружении противотанковых заграждений. И когда в середине 1950-х годов было принято решение о возвращении ворот на историческое место, оказалось, что около четверти фрагментов памятника утрачено. Недостающие детали изготовили заново по сохранившимся образцам. Правда, первоначальная композиция была существенно изменена — кордегардии, решетки и скамейки с фонарями так и не вернулись на свое место. Но даже их потеря не лишила ворота величия и статуса памятника истории и культуры. В 2000–2003 годах монумент отреставрировали и вернули ему посвятительную надпись.

Московские триумфальные ворота. 2003. Архив ГМГС. Фото: Государственный музей городской скульптуры
Московские триумфальные ворота. 2003. Архив ГМГС.
Фото: Государственный музей городской скульптуры

В 2019 году сотрудники Музея городской скульптуры совместно со специалистами Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) провели комплексное обследование ворот и подготовили проект их реставрации. «Состояние памятника признано удовлетворительным, но мы обнаружили следы ржавчины и коррозии в точках крепления декора, — говорит Надежда Ефремова. — Коррозия — самое страшное, что может случиться с чугуном. Местами соединения фрагментов утратили прочность и герметичность, защитный красочный слой во многом утерян».

Московские триумфальные ворота. Санкт-Петербург. 2018. Фото: Wikimedia commons
Московские триумфальные ворота. Санкт-Петербург. 2018.
Фото: Wikimedia commons

В ходе нынешней реставрации весь медный и латунный декор будет снят и восстановлен в условиях мастерской. Реставрацию и консервацию чугуна специалисты проведут на месте. Принято решение и о замене кровли. Дело в том, что в ходе реставрации 2003 года ее сделали из стальных листов. Сейчас специалисты планируют заменить сталь историческим материалом — медью. Самые серьезные вопросы: что использовать для крепежа — металл или современные композитные материалы — и чем изолировать медные и чугунные детали, чтобы избежать возникновения блуждающих токов и коррозии. Эти проблемы будут обсуждаться коллегиально. Специалисты реставрационной мастерской «Наследие» обещают завершить все работы к концу 2024 года. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+