18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Комикс-Миссия»: как конкурсная выставка превратилась в нечто большее

Экспозиция «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России». Фото: Кирилл Дзюба
Экспозиция «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России».
Фото: Кирилл Дзюба
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Создатели экспозиции в медиацентре «Зарядье» попытались выяснить, что связывает житийные иконы, «Окна РОСТА», «Мурзилку» и «Майора Грома». Получился занятный, хотя и не всегда убедительный, экскурс в историю жанра

Определившись несколько лет назад, что его профилем будет не археология, а все-таки современное искусство, подземный музей парка «Зарядье» успел сделать ряд интересных выставок и показать номинантов трех Московских Арт Премий. Однако очередная выставка, хоть и связана с искусством наших дней, имеет и некий археологический привкус: она посвящена комиксу — жанру, который записывать в contemporary art не принято. Впрочем, на нашу повседневную жизнь (особенно тех, у кого есть дети) он влияет так, что только держись. Герои вселенных Marvel и DC, Астерикс и муми-тролли — все они составляют один из столпов поп-культуры, впрочем поп-культуры западной…

Экспозиция «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России». Фото: Кирилл Дзюба
Экспозиция «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России».
Фото: Кирилл Дзюба

У нас же комикс остается отраслью весьма маргинальной, несмотря на успех отдельных проектов типа «Майора Грома» издательства Bubble и его экранизации. В 2002 году небольшая тусовка художников основала Московский международный фестиваль комиксов «КомМиссия». Без перерыва этот конкурсный фестиваль проводится уже более 20 лет.

Долгие годы этот конкурс оставался своего рода отраслевой выставкой художников и сценаристов, предназначенной для общения и обмена опытом среди профессионалов. Бывало весело. Например, в 2004 году на третьем фестивале, проходившем в стенах галереи «М’АРС», в одном из углов скромно притулился хентай. Провисел он недолго: кто-то из зрителей позвонил куда нужно, и прибывший наряд милиции, пугая надушенных французов — приезжих гостей фестиваля, сорвал похабщину со стены.

Фрагмент экспозиции «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России». Фото: Кирилл Дзюба
Фрагмент экспозиции «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России».
Фото: Кирилл Дзюба

С годами «КомМиссия» все же менялась. Неформальная атмосфера, которую создавали всем народом на одном диком энтузиазме в самых голодраных стенах, стала исчезать, в особенности после того, как в 2018 году скончался художник и мультипликатор Хихус (Павел Сухих), возглавлявший фестиваль.

В итоге «КомМиссию» взяли под крыло солидные госорганизации — Российская государственная библиотека молодежи и Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). В результате выставочная программа фестиваля переосмыслена так, чтобы быть интересной максимально широкой публике, а не только фанам, поименно помнящим всех художников объединения «Люди мертвой рыбы».

Фрагмент экспозиции «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России». Фото: Кирилл Дзюба
Фрагмент экспозиции «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России».
Фото: Кирилл Дзюба

Вместо того чтобы делать конкурсную выставку как обычно — показать всех номинантов на премию этого года, в «Зарядье» подошли к показу комикса археологически, начиная с Древней Руси и Российской империи. Ведь предок комикса — житийная икона с подробными клеймами, рассказывающими историю святого. Особенно когда эта икона — не темпера на доске, а тиражный листок бумаги. Тут же припомнили лицевые летописные своды… Среди подлинных экспонатов сначала идет древность: листы Библии Василия Кореня 1690-х годов со сценами Апокалипсиса, лубочные картинки, антинаполеоновские карикатуры, билибинские книжки, рисунки Маяковского для «Окон сатиры РОСТА». А затем — остальной ХХ век: диафильмы, журналы «Мурзилка», «Веселые картинки» и прочее от классиков советской иллюстрации.

Экспозиция «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России». Фото: Кирилл Дзюба
Экспозиция «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России».
Фото: Кирилл Дзюба

Получается, нас тоже зомбировали комиксами с самой колыбели, только не марвеловскими, а детгизовскими? Вопрос спорный. В подходе кураторов не заметно искусствоведческой аналитической работы, которая бы доказывала преемственность комикса по отношению к более ранним видам тиражной графики. Впрочем, не существует и нормальной научной литературы на эту тему, равно как и анализа российской комиксной субкультуры 1990–2010-х годов.

Занимательным экскурсом в историю жанра от царя Гороха занята примерно половина выставочного пространства. Вторая поделена между сегодняшними художественными издательствами, студиями и арт-группировками. Броский и продуманный выставочный дизайн с крупными трехмерными объектами и массой интерактива окончательно поставил крест на прежнем формате фестиваля и сделал выставку привлекательной и понятной для всех, особенно для детей, которых тут толпы.

Фрагмент экспозиции «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России». Фото: Кирилл Дзюба
Фрагмент экспозиции «Комикс-Миссия. Эволюция рисованных историй в России».
Фото: Кирилл Дзюба

А что до номинантов «КомМиссии» этого года — на фоне таких классиков, как авторы «Сатирикона», «Крокодила» и «Велес-ВА», они явно потерялись бы. Поэтому их мудро собрали на единой интерактивной панели.  

Медиацентр «Зарядье»
Комикс-миссия. Эволюция рисованных историй в России
До 31 августа

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+