18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

AES+F: жизнь замечательных людей и прочих виртуальных персонажей, тоже замечательных

Фотографии и видеоинсталляции AES+F отличают библейская притчевость, барочная избыточность, фантасмагорический антураж компьютерной игры и глянец модных журналов. Фото: AES+F
Фотографии и видеоинсталляции AES+F отличают библейская притчевость, барочная избыточность, фантасмагорический антураж компьютерной игры и глянец модных журналов.
Фото: AES+F
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

В издательстве Rizzoli вышла 500-страничная англоязычная монография о знаменитой арт-группе с ожившими иллюстрациями. Все мультимедийные проекты AES+F собраны здесь под одной обложкой и обстоятельно прокомментированы искусствоведами из разных стран

Если бы Иероним Босх обратился к сюжету «Божественной комедии» Данте, перенеся действие на орбитальную станцию из «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика и заменив грешников на моделей из рекламы нижнего белья Calvin Klein, получилась бы работа AES+F. Название коллектива образовано из первых букв фамилий его участников: это архитекторы Татьяна Арзамасова и Лев Евзович, дизайнер-график Евгений Святский и fashion-фотограф Владимир Фридкес. Трио AES сложилось в конце 1980-х, а F приплюсовался к ним в 1995 году, принеся с собой эстетику глянца.

AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес). Фото: Михаил Вильчук
AES+F (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес).
Фото: Михаил Вильчук

Сегодня AES+F — редкий пример всемирно известной арт-группы из России. С момента своего становления, которое пришлось на годы падения железного занавеса и стирания границ, они стремились к диалогу с международной ауди­торией. Отсюда насыщенность их искусства реминисценциями из мировой литературы, живописи и поп-культуры, а кроме того, образцовый для художников-космополитов круг тем: мультикультурализм и геополитика, телесность и гендер, экология и массмедиа. А чтобы не возникло «трудностей перевода», был избран сугубо визуальный язык: фотографии, видео, скульптуры.

Недавно в издательстве Rizzoli вышла беспрецедентно полная монография об AES+F на английском языке. Книга демонстрирует эволюцию эстетики, методов и идей группы с 1995 года. Открывает ее саморефлексивный рассказ участников о собственной художественной практике, которую они рассматривают как социальный психо­анализ. Голоса четырех складываются в один: «Нам нравится работать с коллективным бессознательным. Мы действуем подобно психоаналитику, который приглашает пациента комфортно устроиться на кушетке, а затем вытягивает наружу его страхи и тревоги».

«AES+F». New York: Rizzoli, 2022. 480 с., ил. На английском языке
«AES+F». New York: Rizzoli, 2022. 480 с., ил. На английском языке

Художники отвергают политкорректность как форму самоцензуры, нарочно потакая стереотипам и тем самым вскрывая культурные нарывы. Превратные прочтения при таком провокационном подходе неизбежны. Так произошло, например, с «Исламским проектом», который истолковывался то как исламофобский, то как антизападный, и с циклом «Лесной царь», где усматривали сексуализацию детей. А потому, хотя визуальный язык AES+F не требует перевода, квалифицированный комментарий к их работам все же не кажется излишним. Так что, помимо авторских голосов, в книге звучат голоса видных искусствоведов, кураторов, арт-критиков.

Главными Вергилиями в гротескном и психоделическом мире AES+F выступают для читателя Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери — специалисты по русскому искусству из венецианского университета Ка’Фоскари. Они помогают расшифровать все то, что сделано группой за четверть века. Брук Линн Макгоуэн рассуждает в своем эссе о проблеме смерти, идеологии и отчуждения в работах коллектива. Том Мортон — о темпоральном измерении в трилогии Liminal Space, события которой застыли в безвременье ада, рая и чистилища. Наконец, Тина Риверс Райан и Хоу Ханру рассматривают искусство группы как явление «цифрового барокко».

Проект «Allegoria Sacra» - это авторская трактовка полотна Джованни Беллини «Священная аллегория» (1490-1500). Фото: AES+F
Проект «Allegoria Sacra» - это авторская трактовка полотна Джованни Беллини «Священная аллегория» (1490-1500).
Фото: AES+F

Фотографии и видеоинсталляции AES+F отличают библейская притчевость, барочная избыточность, фантасмагорический антураж компьютерной игры и глянец модных журналов. Чтобы разобраться в этой какофонии, авторы текстов обращаются то к концепции карнавальной культуры Михаила Бахтина, то к размышлениям Юрия Лотмана, то к идеям Николя Буррио. Книга, таким образом, требует вдумчивого чтения. Впрочем, не обошлось в ней и без развлекательного интерактива. Если отсканировать отдельные страницы через приложение дополненной реальности Daata, доступное в App Store, то иллюстрации-галлюцинации оживут.

Одна из сквозных тем монографии — предвидение. Так, в ранних проектах группы есть предчувствие терактов 11 сентября и трагедии в Беслане, а гигантские жизнеформы, похожие на вирусы, в Inverso Mundus будто предвосхищают угрозу ковида. Что же дальше? Азиатизация и жесткий техноматриархат, как пророчит их последняя работа «Турандот 2070»? Интервью в формате круглого стола, завершающее книгу, содержит еще одно предсказание от AES+F: «Мир будет одновременно двигаться в „прошлое“, как в случае с талибами в Афганистане (движение „Талибан“ запрещено в РФ. — TANR), и в „будущее“ — к виртуальному, а может, и физическому бессмертию элиты. Это приведет к совершенно новым социальным конфликтам и мутациям». 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+