Наследие архитектора Николая Львова (1753–1804) включено в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Речь идет об усадьбах Знаменское-Раек и Никольское-Черенчицы, а также памятниках архитектуры в Арпачеве, Василеве, Горницах, Переслегине, Прямухине и Торжке. Об этом решении говорится в письме директора Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Лазара Элунду Ассомо, направленном на имя постоянного представителя Российской Федерации при ЮНЕСКО Рината Аляутдинова.
Ученый, историк, литератор, музыкант, график XVIII века. Наибольшую известность получил как архитектор, став одним из самых ярких представителей русского палладианства. Родился в 1753 году в дворянской семье в имении Никольское-Черенчицы близ Торжка. Получил домашнее образование, служил в Измайловском полку, самостоятельно изучал языки, литературу, живопись, архитектуру, химию и геологию. После путешествия по Италии перевел и опубликовал первую книгу трактата Андреа Палладио «Четыре книги Палладиевой архитектуры», дополнив ее собственными рисунками. В предисловии к труду Львов писал, что, переводя оригинальный текст, «ничего не пере- менял, ничего не прибавил». В своих архитектурных проектах он не заимствовал напрямую, но переосмыслял творческий метод Палладио. В 1785 году Николай Львов стал почетным членом Академии художеств. Самые известные его постройки находятся в Санкт-Петербурге, Московской, Новгородской и Тверской областях.
Нынешнее решение — реакция на инициативу искусствоведов и градозащитников, которые в 2021 году предложили включить серийную номинацию «Исторический центр Торжка и памятники усадебной архитектуры Николая Львова» (всего свыше 200 объектов) в список объектов всемирного наследия. Текст заявки тогда написали историки архитектуры Ольга Альтер и Арсений Петров.
Продвижением этой инициативы также занималось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), которое в 2021 году создало Центр консервации и возрождения архитектурного наследия. Его сотрудники помогают волонтерам на местах консервировать объекты, находящиеся в аварийном состоянии, и запускать краудфандинг. О том, как устроена работа центра, в прошлогоднем интервью The Art Newspaper Russia рассказывал заместитель председателя ВООПИиК Евгений Соседов.
Власти Тверской области поддержали инициативу экспертов, но планов по управлению и сохранению наследия Львова пока нет. Между тем большинство построек находятся в руинированном и аварийном состоянии. Это не позволяет включить их в окончательный список ЮНЕСКО. «Вокруг некоторых объектов появились общественные инициативы, но дальше этого дело не идет. Часть памятников лишена элементарной транспортной доступности. Например, до Владимирской церкви в Горницах просто невозможно добраться: там нет подъездной дороги. И хотя совсем недавно ее законсервировали по федеральной госпрограмме Минкульта, это было сделано с большими ошибками, исправлять которые никто не торопится. Две трети каменных построек XVIII–XIX веков в Торжке стоят без крыш и окон и медленно разрушаются. Храм в Арпачеве более или менее приведен в порядок, а колокольня в удручающем состоянии — ее нужно спасать, причем срочно», — перечисляет Евгений Соседов.
По его оценке, в наиболее плачевном состоянии находится усадьба самого Николая Львова — Никольское-Черенчицы. Волонтеры Центра консервации залатали крышу сохранившейся части главного дома, но, если не начать полноценную реставрацию в ближайшее время, уже через несколько лет памятник погибнет. В относительно благополучном состоянии усадьба Знаменское-Раек под Торжком, которая в 2022 году была передана в пользование Всероссийскому историко-этнографическому музею. Однако главный дом по-прежнему стоит с протечками, несмотря на то что туда водят экскурсии.
Еще одна проблема связана с документами охраны, которые необходимы для окончательного включения львовского наследия в список ЮНЕСКО. Сейчас ни у одного объекта из предварительного списка нет ни зон, ни предмета охраны.
До официального включения построек Николая Львова в список объектов всемирного наследия может пройти не менее пяти лет. В листе ожидания довольно много объектов из России, а заседания комитета, где эти вопросы рассматриваются, проводятся не так часто.
Однако главным препятствием остается отсутствие четких планов по сохранению этих памятников и дальнейшему их вовлечению в культурный оборот. «Для этого власти города или области должны сделать программу по привлечению инвесторов, как, например, в Нижнем Новгороде. Это может быть государственно-частное партнерство, программа „Рубль за метр“ или льготная продажа объектов с условием реставрации, — говорит Евгений Соседов. — Нужно, чтобы власти осознали значимость львовского наследия и для региона, и для страны. Не только в связи с тем, что оно может пополнить список ЮНЕСКО, но и потому, что это важная часть национальной культуры, подчеркивающая нашу связь с Европой».