18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Монастырские стены приспособили для мирских прогулок

Благодаря реставрации, стены нового города не только укреплены, но и музеефицированы: в пряслах теперь открыта постоянная экспозиция. Фото: Wikimedia Commons
Благодаря реставрации, стены нового города не только укреплены, но и музеефицированы: в пряслах теперь открыта постоянная экспозиция.
Фото: Wikimedia Commons
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Фортификационные сооружения Нового города Кирилло-Белозерского монастыря сражений так и не увидели, но все равно требовали восстановительных работ. Сейчас завершился большой этап реставрации, стены частично открыты для публики

После основательной реставрации, начатой в 2021 году, в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике открыли для посещения несколько участков крепостных стен XVII века. Торжественное событие состоялось 18 мая, в Международный день музеев, а пару дней спустя, 20 мая, в ходе акции «Ночь музеев» стены, благодаря установленному по их периметру освещению, были доступны посетителям и в вечернее время.

Отреставрированные стены относятся к той части архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря, которая именуется Новым городом. Эти укрепления возводились с 1654 по 1680 год, уже после польско-литовской интервенции. Строительство позволило увеличить и сделать более защищенной территорию монастыря, который прежде находился в стенах XVI века. «Крепость Нового города является вершиной средневекового фортификационного искусства, — поясняет генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. — Крепостные стены высотой 11 м и шириной 7 м состоят из трех ярусов: первый предназначался для размещения гарнизона во время осады монастыря, второй и третий использовались как боевые ходы».

Стена с нишами, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь. Фото С.М.Прокудина-Горского. 1909. Фото: Library of Congress
Стена с нишами, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь. Фото С.М.Прокудина-Горского. 1909.
Фото: Library of Congress

Хотя эти стены так и не увидели неприятеля, разрушения, вызванные самим ходом времени, были неизбежны. Так, в конце XVIII века обвалился верх Косой башни; в начале XIX века уцелевшую часть увенчали фигурной кровлей со шпилем, решив не достраивать. Кое-какие работы по поддержанию стен были проведены в 1920-е годы, но те все равно находились в удручающем состоянии. Нынешняя реставрация оказалась самой комплексной и тщательной с момента возведения крепости: были усилены фундаменты, произведена вычинка стен, заменены разрушенные кирпичи, сделаны полы, восстановлена кровля, и все это — по старинному образцу и с использованием традиционных материалов. Кроме того, весь нижний ярус отныне отапливается и готов принять в себя гостиницу, кафе, фондохранилище и помещения для сотрудников.

До реставрации стены были закрыты для посещения из-за их аварийности. Теперь же гости музея могут свободно гулять по галереям, подниматься на первый и второй ярусы и любоваться пейзажем, который открывается с возвышения. В пряслах стен разместили постоянную экспозицию «По указу государя». Она знакомит с историей строительства крепости при царе Алексее Михайловиче Тишайшем и рассказывает о ее архитектурных особенностях.

«Кроме того, теперь, войдя на стену, можно посетить две башни: Казанскую и Вологодскую, — сообщил нашему изданию Михаил Шаромазов. — Они были отреставрированы ранее, еще до стен, но вход внутрь был ограничен. В Вологодской башне размещено открытое фондохранилище с коллекцией икон XVI–XIX веков, а в Казанской, построенной над главным входом в монастырь, можно пройтись по трем ярусам и осмотреть временные выставки».

Стена, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь в процессе реставрации. 2004. Фото: Wikimedia Commons
Стена, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь в процессе реставрации. 2004.
Фото: Wikimedia Commons

На сегодня, как уточнила заместитель генерального директора по реставрации Ольга Вороничева, открыты три участка стен: между Косой и Московской, Московской и Казанской, Казанской и Вологодской башнями. Еще один участок, между Белозерской и Косой башнями (его начали реставрировать раньше остальных, еще в 2014-м), откроется летом. Наконец, открытие последнего, пятого участка — между Вологодской и Кузнечной башнями — запланировано на весну следующего года. Затем грядет реставрация еще более древних стен, построенных в XVI веке. Работы финансируются из федерального бюджета. Концепция сохранения Кирилло-Белозерского монастыря подготовлена Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+