18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Монастырские стены приспособили для мирских прогулок

Благодаря реставрации, стены нового города не только укреплены, но и музеефицированы: в пряслах теперь открыта постоянная экспозиция. Фото: Wikimedia Commons
Благодаря реставрации, стены нового города не только укреплены, но и музеефицированы: в пряслах теперь открыта постоянная экспозиция.
Фото: Wikimedia Commons
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Фортификационные сооружения Нового города Кирилло-Белозерского монастыря сражений так и не увидели, но все равно требовали восстановительных работ. Сейчас завершился большой этап реставрации, стены частично открыты для публики

После основательной реставрации, начатой в 2021 году, в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике открыли для посещения несколько участков крепостных стен XVII века. Торжественное событие состоялось 18 мая, в Международный день музеев, а пару дней спустя, 20 мая, в ходе акции «Ночь музеев» стены, благодаря установленному по их периметру освещению, были доступны посетителям и в вечернее время.

Отреставрированные стены относятся к той части архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря, которая именуется Новым городом. Эти укрепления возводились с 1654 по 1680 год, уже после польско-литовской интервенции. Строительство позволило увеличить и сделать более защищенной территорию монастыря, который прежде находился в стенах XVI века. «Крепость Нового города является вершиной средневекового фортификационного искусства, — поясняет генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. — Крепостные стены высотой 11 м и шириной 7 м состоят из трех ярусов: первый предназначался для размещения гарнизона во время осады монастыря, второй и третий использовались как боевые ходы».

Стена с нишами, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь. Фото С.М.Прокудина-Горского. 1909. Фото: Library of Congress
Стена с нишами, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь. Фото С.М.Прокудина-Горского. 1909.
Фото: Library of Congress

Хотя эти стены так и не увидели неприятеля, разрушения, вызванные самим ходом времени, были неизбежны. Так, в конце XVIII века обвалился верх Косой башни; в начале XIX века уцелевшую часть увенчали фигурной кровлей со шпилем, решив не достраивать. Кое-какие работы по поддержанию стен были проведены в 1920-е годы, но те все равно находились в удручающем состоянии. Нынешняя реставрация оказалась самой комплексной и тщательной с момента возведения крепости: были усилены фундаменты, произведена вычинка стен, заменены разрушенные кирпичи, сделаны полы, восстановлена кровля, и все это — по старинному образцу и с использованием традиционных материалов. Кроме того, весь нижний ярус отныне отапливается и готов принять в себя гостиницу, кафе, фондохранилище и помещения для сотрудников.

До реставрации стены были закрыты для посещения из-за их аварийности. Теперь же гости музея могут свободно гулять по галереям, подниматься на первый и второй ярусы и любоваться пейзажем, который открывается с возвышения. В пряслах стен разместили постоянную экспозицию «По указу государя». Она знакомит с историей строительства крепости при царе Алексее Михайловиче Тишайшем и рассказывает о ее архитектурных особенностях.

«Кроме того, теперь, войдя на стену, можно посетить две башни: Казанскую и Вологодскую, — сообщил нашему изданию Михаил Шаромазов. — Они были отреставрированы ранее, еще до стен, но вход внутрь был ограничен. В Вологодской башне размещено открытое фондохранилище с коллекцией икон XVI–XIX веков, а в Казанской, построенной над главным входом в монастырь, можно пройтись по трем ярусам и осмотреть временные выставки».

Стена, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь в процессе реставрации. 2004. Фото: Wikimedia Commons
Стена, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь в процессе реставрации. 2004.
Фото: Wikimedia Commons

На сегодня, как уточнила заместитель генерального директора по реставрации Ольга Вороничева, открыты три участка стен: между Косой и Московской, Московской и Казанской, Казанской и Вологодской башнями. Еще один участок, между Белозерской и Косой башнями (его начали реставрировать раньше остальных, еще в 2014-м), откроется летом. Наконец, открытие последнего, пятого участка — между Вологодской и Кузнечной башнями — запланировано на весну следующего года. Затем грядет реставрация еще более древних стен, построенных в XVI веке. Работы финансируются из федерального бюджета. Концепция сохранения Кирилло-Белозерского монастыря подготовлена Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+