18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Монастырские стены приспособили для мирских прогулок

Благодаря реставрации, стены нового города не только укреплены, но и музеефицированы: в пряслах теперь открыта постоянная экспозиция. Фото: Wikimedia Commons
Благодаря реставрации, стены нового города не только укреплены, но и музеефицированы: в пряслах теперь открыта постоянная экспозиция.
Фото: Wikimedia Commons
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Фортификационные сооружения Нового города Кирилло-Белозерского монастыря сражений так и не увидели, но все равно требовали восстановительных работ. Сейчас завершился большой этап реставрации, стены частично открыты для публики

После основательной реставрации, начатой в 2021 году, в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике открыли для посещения несколько участков крепостных стен XVII века. Торжественное событие состоялось 18 мая, в Международный день музеев, а пару дней спустя, 20 мая, в ходе акции «Ночь музеев» стены, благодаря установленному по их периметру освещению, были доступны посетителям и в вечернее время.

Отреставрированные стены относятся к той части архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря, которая именуется Новым городом. Эти укрепления возводились с 1654 по 1680 год, уже после польско-литовской интервенции. Строительство позволило увеличить и сделать более защищенной территорию монастыря, который прежде находился в стенах XVI века. «Крепость Нового города является вершиной средневекового фортификационного искусства, — поясняет генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. — Крепостные стены высотой 11 м и шириной 7 м состоят из трех ярусов: первый предназначался для размещения гарнизона во время осады монастыря, второй и третий использовались как боевые ходы».

Стена с нишами, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь. Фото С.М.Прокудина-Горского. 1909. Фото: Library of Congress
Стена с нишами, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь. Фото С.М.Прокудина-Горского. 1909.
Фото: Library of Congress

Хотя эти стены так и не увидели неприятеля, разрушения, вызванные самим ходом времени, были неизбежны. Так, в конце XVIII века обвалился верх Косой башни; в начале XIX века уцелевшую часть увенчали фигурной кровлей со шпилем, решив не достраивать. Кое-какие работы по поддержанию стен были проведены в 1920-е годы, но те все равно находились в удручающем состоянии. Нынешняя реставрация оказалась самой комплексной и тщательной с момента возведения крепости: были усилены фундаменты, произведена вычинка стен, заменены разрушенные кирпичи, сделаны полы, восстановлена кровля, и все это — по старинному образцу и с использованием традиционных материалов. Кроме того, весь нижний ярус отныне отапливается и готов принять в себя гостиницу, кафе, фондохранилище и помещения для сотрудников.

До реставрации стены были закрыты для посещения из-за их аварийности. Теперь же гости музея могут свободно гулять по галереям, подниматься на первый и второй ярусы и любоваться пейзажем, который открывается с возвышения. В пряслах стен разместили постоянную экспозицию «По указу государя». Она знакомит с историей строительства крепости при царе Алексее Михайловиче Тишайшем и рассказывает о ее архитектурных особенностях.

«Кроме того, теперь, войдя на стену, можно посетить две башни: Казанскую и Вологодскую, — сообщил нашему изданию Михаил Шаромазов. — Они были отреставрированы ранее, еще до стен, но вход внутрь был ограничен. В Вологодской башне размещено открытое фондохранилище с коллекцией икон XVI–XIX веков, а в Казанской, построенной над главным входом в монастырь, можно пройтись по трем ярусам и осмотреть временные выставки».

Стена, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь в процессе реставрации. 2004. Фото: Wikimedia Commons
Стена, окружающая Кирилло-Белозерский монастырь в процессе реставрации. 2004.
Фото: Wikimedia Commons

На сегодня, как уточнила заместитель генерального директора по реставрации Ольга Вороничева, открыты три участка стен: между Косой и Московской, Московской и Казанской, Казанской и Вологодской башнями. Еще один участок, между Белозерской и Косой башнями (его начали реставрировать раньше остальных, еще в 2014-м), откроется летом. Наконец, открытие последнего, пятого участка — между Вологодской и Кузнечной башнями — запланировано на весну следующего года. Затем грядет реставрация еще более древних стен, построенных в XVI веке. Работы финансируются из федерального бюджета. Концепция сохранения Кирилло-Белозерского монастыря подготовлена Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+