18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лавиния Фонтана: возможно, первая в истории профессиональная художница

Лавиния Фонтана. «Клеопатра». 1605. Фото: Galleria Spada
Лавиния Фонтана. «Клеопатра». 1605.
Фото: Galleria Spada
№112, июнь 2023
№112
Материал из газеты

Если рассказывать о женщинах-новаторах в европейском искусстве, то итальянка Лавиния Фонтана — одна из очевидных героинь такого рассказа. Большая выставка повествует о ее уникальной судьбе и представляет результаты недавней реставрации

Женщины добивались выдающихся художественных успехов в монастырях или при дворе и раньше, но именно Лавиния Фонтана (1552–1614) стала первой державшей собственную процветающую мастерскую — сперва в родной Болонье, а позднее в Риме. Именно поэтому ее называют первой профессиональной художницей в истории западноевропейского искусства.

Национальная галерея Ирландии, в собрании которой находится самая большая из дошедших до нас картин Фонтаны «Визит царицы Савской к царю Соломону» (1599), посвятила художнице крупную монографическую выставку.

Лавиния Фонтана. «Автопортрет с клавикордом и служанкой».1577. Фото: Accademia Di San Luca
Лавиния Фонтана. «Автопортрет с клавикордом и служанкой».1577.
Фото: Accademia Di San Luca

В экспозицию «Лавиния Фонтана. Новатор, нарушительница правил» вошло более 50 полотен и графических произведений. По словам куратора Иифы Брейди, выставка посвящена многочисленным случаям, когда художница шла наперекор традициям и делала что-то впервые в истории. Основное внимание уделено главной специализации Фонтаны — портретной живописи, но посетители также увидят образцы ее беспрецедентно крупноформатных алтарных картин и изображений обнаженного женского тела во времена, когда женщинам было запрещено изучать человеческую анатомию.

Лавиния Фонтана. «Венера и Марс». Около 1595.  Фото: Fundacion Casa de Alba
Лавиния Фонтана. «Венера и Марс». Около 1595.
Фото: Fundacion Casa de Alba

Судя по всему, художественное образование, полученное Фонтаной, было продиктовано экономической необходимостью. Тяжело заболев, ее отец Просперо, сам незаурядный портретист, видел в младшей дочери, как говорит Брейди, «будущую опору семьи». Когда Лавиния по расчету выходила замуж за сына негоцианта Джан Паоло Дзаппи, условия были нетрадиционными для того времени: в брачном договоре, представленном на выставке в первом зале, специально оговаривалось, что она сможет продолжить художественную карьеру. И хотя биографы того времени путаются в деталях, нам известно, что на протяжении последующих десятилетий Фонтана работала плодотворно и методично, при этом успев родить 11 детей.

Просперо Фонтана. «Портрет астролога». Около 1575. Фото: Galleria Spada
Просперо Фонтана. «Портрет астролога». Около 1575.
Фото: Galleria Spada

Начало карьеры художницы пришлось на период, когда женщины в Болонье получили больше возможностей участвовать в общественной жизни, в том числе в качестве покровительниц искусств. Представительницы аристократии составляли основу клиентуры. Фонтана создавала изящные маньеристские портреты с тщательно прописанными костюмами и украшениями, что сделало их, по словам Брейди, «непременным элементом интерьера в домах этих женщин». Одним из примеров служит представленный на выставке монументальный «Портрет семьи Гоццадини» (1584) — первое известное нам художественное произведение, созданное женщиной-художницей по заказу женщины — покровительницы искусств.

Лавиния Фонтана. «Христос в доме Марии и Марфы». Около 1580. Фото:
Лавиния Фонтана. «Христос в доме Марии и Марфы». Около 1580.

Изучение техники Фонтаны началось лишь в последние десятилетия — и уже позволило сделать ряд открытий. «Просто удивительно, как много интересного всплыло на поверхность! — отмечает куратор. — Сейчас Фонтане атрибутируют около 130 картин, однако после окончания выставки я, возможно, смогу дать вам другую цифру».  

Национальная галерея Ирландии
«Лавиния Фонтана. Новатор, нарушительница правил»
До 27 августа

Самое читаемое:
1
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
2
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
3
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
4
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
5
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
6
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+