Мир стремительно движется вперед, поэтому поддержка, взаимопонимание и совместное развитие становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Вместе с банком ВТБ, среди главных ценностей которого неравнодушие и вера в эффективность совместной работы, мы хотим поговорить о сотрудничестве — в самых разных областях и измерениях. В рубрике «Музей будущего» мы публикуем примеры междисциплинарных проектов с участием музеев, в которых изобразительное искусство встречается с музыкой, спортом, инклюзией и другими темами.
В рамках проекта «Музыкальное измерение» дирижер Теодор Курентзис и резиденты musicAeterna предлагают зрителям музыку, которая позволит погрузиться в контекст художественных произведений и устроить персональную медитацию наедине с искусством. Проект стал результатом художественной коллаборации ведущих музеев страны с музыкальным коллективом musicAeterna, которая состоялась по инициативе банка ВТБ.
Недавно вышел новый выпуск проекта «Музыкальное измерение», на этот раз посвященный экспозиции «После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве (продлится до 24 сентября).
Главная задача выставки — переосмыслить сложный период поиска новых художественных языков в российском и западном искусстве на рубеже XIX–XX столетий. Во второй половине XIX века произошло радикальное изменение в понимании самого искусства. С появлением импрессионизма завершился большой этап искусства, связанный с воспроизведением видимой реальности. Произведение искусства перестало быть просто отображением действительности и превратилось в самостоятельную вселенную, существующую по собственным законам. Экспозиция в ГМИИ объединила произведения импрессионистов и основоположников живописи модернизма: Клода Моне, Огюста Ренуара, Поля Гогена, Винсента ван Гога, Анри Матисса, Пабло Пикассо — с работами русских художников: Ильи Репина, Валентина Серова, Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Казимира Малевича и других. Еще одна цель — показать стремительное развитие русской живописи на рубеже столетий, статус которой эволюционировал от региональной художественной школы, внимательно следившей за творчеством представителей французского модернизма, до ведущего центра авангарда.
Саундтреки для проекта «После импрессионизма. Музыкальное измерение» составлены самим Теодором Курентзисом, художественным руководителем musicAeterna, и композитором Алексеем Ретинским, резидентом Дома Радио в Санкт-Петербурге. Композиции выдающихся авторов музыки ХХ века — Альфреда Шнитке, Мортона Фельдмана, Кшиштофа Пендерецкого и Дьёрдя Лигети — соседствуют с бессмертным творением Иоганна Себастьяна Баха. Правда, его шестиголосный ричеркар (один из жанров ренессансной и барочной музыки) из «Музыкального приношения» также дан в творческой интерпретации австрийского композитора и дирижера, одного из представителей Новой венской школы Антона Веберна. В этом смысле музыкальное осмысление выставки «После импрессионизма» очень точно следует не букве, но духу выставочного проекта — показать многообразие понятий «диалог», «интерпретация», «заимствование» и «реминисценция» в искусстве. Пары картин (например, произведения Клода Моне и Константина Коровина или Поля Сезанна и Ильи Машкова) и подобранные к ним музыкальные композиции складываются в настоящую беседу авторов, которые представляют разные эпохи, виды искусства и направления. Музыка призвана подчеркнуть сходство и различия технических и художественных приемов, использованных в живописных парах произведений.
Одновременно выбор композиций попеременно Теодором Курентзисом и Алексеем Ретинским складывается в еще один диалог двух творческих личностей.
Различные выпуски проекта «Музыкальное измерение» (на данный момент их четыре) включают не только саундтреки, но и подкасты о музыке и изобразительном искусстве, дискуссии экспертов и живые выступления musicAeterna в пространстве музея, а также саундтреки к выставке, которые готовят Теодор Курентзис и другие участники его коллектива musicAeterna, включающего оркестр и хор. Проект позволяет посетителям не просто осмотреть выставку, но и полностью погрузиться в атмосферу той эпохи и культуры. Сочетание экспозиции, музыкального сопровождения и информационных материалов открывает эпоху в новом свете, усиливая впечатление от посещения выставки.
Соединение музыки и художественных выставок представляет собой наслоение культурных форм, которое обогащает эстетический опыт зрителей и слушателей. Музыка в музеях далека от простого фонового звучания: она предназначена для интенсивного взаимодействия с произведениями изобразительного искусства, активизируя смыслы и стимулируя воображение. Отсюда возникла идея концертов и даже музыкальных фестивалей в музейных стенах. В России пионерами этого движения были Ирина Антонова и Святослав Рихтер, придумавшие еще в 1981 году фестиваль «Декабрьские вечера». Позже в Третьяковской галерее появились «Т Фестиваль» классической музыки в Новой Третьяковке и Vivarte, который музей проводит вместе с фондом Тамаза и Иветы Манашеровых «U-Art: Ты и искусство», а также «Посольские дары» в Музеях Московского Кремля. Зато за рубежом такая практика, как оказалось, до последнего времени была скорее редкостью, чем традицией. Вспоминается разве что ежегодный Летний фестиваль классической музыки в копенгагенской Новой глиптотеке Карлсберга и традиционный цикл концертов молодых итальянских музыкантов From Florence to Europe во флорентийском музейном комплексе «Палаццо Питти». После пандемии это направление заметно оживилось в Лондоне, где молодой британский дирижер Оливер Зеффман придумал серию музыкальных выступлений Music x Museums в музеях с самой впечатляющей архитектурой и блестящими художественными коллекциями — Музее Виктории и Альберта, Музее науки, а также прямо на историческом корабле «Катти Сарк» в Королевских музеях Гринвича. Билеты на июльское выступление оркестра Лондонской филармонии и знаменитой оперной певицы, меццо-сопрано Сары Коннолли на борту «Катти Сарк» были распроданы задолго до концерта. В проекте Зеффмана шедевры классической музыки от Бетховена до Джорджа Бенджамина в исполнении ведущих оркестров, хоров и солистов сочетаются с произведениями искусства и прекрасной архитектурой музеев Лондона.
Говоря о своеобразии проекта «Музыкальное измерение», возникшего в результате коллаборации творческого коллектива musicAeterna с ведущими российскими музеями и поддержанного банком ВТБ, хочется отметить глубокое проникновение в кураторскую идею каждого выставочного проекта и стремление раскрыть новые грани представленных произведений искусства. Это не просто музыка, звучащая в музее как фон для восприятия экспонатов, но еще одно измерение экспозиции и избранных работ.
Мы с большим энтузиазмом приняли предложение наших партнеров из банка ВТБ поучаствовать в проекте «Музыкальное измерение». Музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны друг с другом. И художник, и композитор стремятся к одной цели — разделить со зрителями, слушателями свои чувства, эмоции, ассоциации. Различие лишь в методе самовыражения. Мы рады представить посетителям выставок наше исследование о связи разных видов искусства.
Первым этапом проекта «Музыкальное измерение» стало создание специальной музыкальной программы к выставке гравюр Альбрехта Дюрера (1471–1528), подготовленной Государственным Эрмитажем в 2021 году к 550-летию со дня рождения художника. Теодор Курентзис, участники его коллектива musicAeterna и резиденты Дома Радио выбрали и исполнили композиции, которые лучше всего соответствовали различным секциям экспозиции. Уникальный плейлист призван был усилить впечатление от художественных произведений и помочь посетителям выставки отправиться в медитативное путешествие по образному миру Дюрера.
Второе «Музыкальное измерение» было посвящено выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» и явилось результатом художественной коллаборации ГМИИ им. А.С.Пушкина и оркестра и хора musicAeterna. В дополнение к музыкальному сопровождению были подготовлены подкаст о музыке и изобразительном искусстве, дискуссии между экспертами и живые выступления музыкантов на выставке.
Участником третьей коллаборации стала Третьяковская галерея. Здесь в конце прошлого года аудитории были представлены четыре саундтрека к выставке «Дягилев. Генеральная репетиция». Художественный руководитель musicAeterna Теодор Курентзис, дирижер Федор Леднев, композитор Алексей Ретинский и хормейстер коллектива Евгений Воробьев подготовили четыре плейлиста с авторскими комментариями, представляющие различные трактовки жизни и творчества Сергея Дягилева, а также влияния его «Русских сезонов» на развитие балета, искусства и музыки в ХХ веке. В подборки включены произведения Сергея Прокофьева, Эрика Сати, Игоря Стравинского, Рихарда Штрауса и других.
Важный аспект «Музыкального измерения» — его выход за пределы выставочного проекта, ведь лендинг с музыкальными композициями, лекциями и подкастами не просто доступен на сайте musicAeterna и после окончания выставки, но и остается востребованным пользователями.
«Музыкальное измерение» было удостоено Национальной премии интернет-контента 2023 года, отмечающей социально значимые проекты, в специальной номинации «Конструируя новую реальность».
Практика создания музыкальных подборок к музейным выставкам и постоянным экспозициям становится все более популярной и востребованной в мире, так как позволяет обогатить опыт зрителей и включить в восприятие искусства еще один орган чувств.Такие музеи, как Лувр в Абу-Даби и лондонский Тейт, предлагают плейлисты для сопровождения своих выставок. В Лувре в Абу-Даби кураторы разработали серию из семи разнообразных по наполнению плейлистов для осмотра постоянной экспозиции, а в Тейт к составлению таких музыкальных подборок решили привлекать современных художников. Музей изящных искусств Бостона в 2020 году пригласил поп-музыканта Barrie составить плейлист к выставке «Моне и Бостон», посвященной истории коллекционирования работ знаменитого импрессиониста богатыми и влиятельными жителями этого города. Давно и творчески используют плейлисты к выставкам в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Накануне выставки 2019 года «Жоан Миро. Рождение мира» МоМА заручился поддержкой внука испанского художника. Жоан Пунье Миро сопоставил картины с песнями из музыкальной коллекции своего деда, которую назвал «самой эклектичной коллекцией пластинок в Испании». Плейлист включает в себя все — от традиционной каталонской музыки до Вивальди и композиций друга Миро Джона Кейджа.
Неизменный успех подобных инициатив еще раз доказывает, что музыка может дополнить и усилить эмоциональное воздействие художественного произведения, придав ему новые оттенки и глубину.
В то же время изображения могут дать конкретные образы и контекст для музыкального произведения, внеся в него новые слои смысла. Логично ожидать, что различные междисциплинарные проекты, как и тесное переплетение музыки и изобразительного искусства, станут обязательными составляющими музея будущего.