18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Архстояние-2023»: архитектурные предсказания, театральные гадания и научные изыскания

Театр «Пух и прах». Спектакль-перформанс «Сон Татьяны. Гадание». Фото: Захаров Сергей
Театр «Пух и прах». Спектакль-перформанс «Сон Татьяны. Гадание».
Фото: Захаров Сергей

В арт-парке «Никола-Ленивец» прошел ежегодный фестиваль «Архстояние». Художники предстали в виде предсказателей и оракулов, по лесам и полям двигались магические шествия, а зрители могли отправить послание в будущее

Магические проводники в черных плащах, звоня в проржавевший ручной колокол, призывают двигаться за ними в чащу. По пути встречаются зачарованные девушки в длинных белых сорочках, они сомнамбулически бродят среди папоротников и поваленных деревьев. Все эти персонажи — актеры театра «Пух и прах», заманивающие гостей «Архстояния» на потустороннее застолье в самом сердце леса. Здесь разыгрывается спектакль «Сон Татьяны. Гадание», в основу которого его авторы Этель Иошпа, Анастасия Смирницкая и Сергей Быстров положили мистический эпизод из пятой главы «Евгения Онегина». Среди хозяев жутковатой пирушки — не только описанные Пушкиным «полужуравль» и «полукот», но и другие невиданные чудища. В финале они раздают гостям предсказания — на хворостинках и ракушках.

Театр «Пух и прах». Спектакль-перформанс «Сон Татьяны. Гадание». Фото: Захаров Сергей
Театр «Пух и прах». Спектакль-перформанс «Сон Татьяны. Гадание».
Фото: Захаров Сергей

Тема нынешнего «Архстояния» — «Игра в предсказания». Безумные события последних лет, взбудоражившие весь мир, пошатнули любые планы и прогнозы. А потому, по замыслу организаторов фестиваля, пришло самое время обратиться к иррациональным и художественным методам предвидения будущего. И судя по всему, многим оно представляется апокалиптическим.

Антон Кочуркин, Ян Калнберзин. Тотальная инсталляция «Павильон предсказаний». Фото: Алексей Народицкий
Антон Кочуркин, Ян Калнберзин. Тотальная инсталляция «Павильон предсказаний».
Фото: Алексей Народицкий

Так, арт-группа «Алыча» (Алексей Папин, Иван Шевчук) показала картину будущего, в котором люди вынуждены бороться за воздух. Их идея воплотилась в виде антиутопической скульптуры-жилища «Воздухопровод», собранной из вентиляционных труб.

Арт-группа «Алыча» (Алексей Папин, Иван Шевчук). «Воздухопровод». Фото: Алексей Народицкий
Арт-группа «Алыча» (Алексей Папин, Иван Шевчук). «Воздухопровод».
Фото: Алексей Народицкий

Основатели архитектурного бюро Katarsis Петр Советников и Вера Степанская построили на территории Никола-Ленивца высокий дом-обелиск, или, скорее, дом-мавзолей. В полуподвальной части строения обустроена скромная жилая зона, в то время как вся верхушка пустует. Дом тем самым символизирует бесплодное декларирование «светлого будущего», которое, кажется, никогда не будет достигнуто — человек со своими живыми интересами так и останется где-то внизу. Оба объекта, к слову, вскоре можно будет бронировать для жилья. Поскольку проблема размещения гостей фестиваля из года в год остается насущной, создание целого парка арт-домов (среди них — «Вилла ПО-2» Александра Бродского из бетонных заборных плит и многофактурный «Дом-антресоль» Алексея Луки) кажется пусть и коммерческой, но очень удачной инициативой со стороны его руководства.

Арт-объект архитектурного бюро Katarsis (Петр Советников и Вера Степанская). Фото: Алексей Народицкий
Арт-объект архитектурного бюро Katarsis (Петр Советников и Вера Степанская).
Фото: Алексей Народицкий

Ирина Корина и Илья Вознесенский создали дом «без окон, без дверей», радушно приглашающий всех внутрь укрыться от холода, ветра, дождя. Но, как подчеркивает Корина, это «безнадежная надежда»: эфемерные стены из довольно милых тюлевых занавесок не способны защитить от ненастья. В этом «Павильоне заблуждений» состоялся поэтически-пророческий перформанс: Андрей Родионов, Екатерина Троепольская и молодежь из поэтической студии Центра Вознесенского декламировали стихи и между делом генерировали предсказание, которое в конце зачитывали хором со зрителями.

Ирина Корина, Илья Вознесенский. «Павильон заблуждений». Фото: Алексей Народицкий
Ирина Корина, Илья Вознесенский. «Павильон заблуждений».
Фото: Алексей Народицкий

Шествием по парку, от одного арт-объекта к другому, руководили перформеры театра «Пух и прах». В их музыкально-хореографических миниатюрах обыгрывались народные гадания, начиная с адресованного кукушке вопроса о количестве отведенных лет жизни и заканчивая святочными гаданиями на суженого при помощи башмачка («Раз в крещенский вечерок девушки гадали: за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали…» — писал поэт Василий Жуковский).

Актрисы театра «Пух и прах». Перформанс «Что день грядущий мне готовит?». Фото: Митюков Михаил
Актрисы театра «Пух и прах». Перформанс «Что день грядущий мне готовит?».
Фото: Митюков Михаил

Другой магический перформанс представила Ульяна Подкорытова. Ее чары (и помощь десятков человек) оживили 30-метровую косу-предсказательницу «Косандру», которая, будто бы по преданию, спала глубоким сном в чаще леса, чтобы всего на два дня проснуться и зашагать по просторам Никола-Ленивца. Волонтеры несли Косандру на шестах подобно тканевому китайскому дракону, периодически оставляя ее подремать, обвившись вокруг объектов парка — например, знаменитой «Ротонды» Александра Бродского.

Ульяна Подкорытова. Перформанс «Косандра».  Фото: Захаров Сергей
Ульяна Подкорытова. Перформанс «Косандра».
Фото: Захаров Сергей

Среди участников программы институциональных кемпов (нововведение этого года) прослеживалась тенденция, уводящая от мистических прогнозов к научным. Тюменский мультицентр «Контора пароходства» представил на фестивале проект «Изыскания-674» арт-группы «НИИ собачьих дел». Ее участники в белоснежных лабораторных костюмах задумчиво ходили среди квазинаучных приборов, изучая «силовые линии мира и свойства времени». Зрителей деликатно призывали не совать свой нос в работу «НИИ собачьих дел» и пользоваться аудиогидом, дабы не мешать замерам и наблюдениям. Команда ЦСИ «Сияние» из Апатитов, в свою очередь, представила несуществующие археологические находки и вполне реальный научный эксперимент по выращиванию карликовой березы — коренной жительницы тундры Кольского полуострова — в лесу под Калугой. Как объяснил координатор «Сияния» Сергей Данилин, «Кольский полуостров всплывает быстрее, чем тают льды, поэтому, если в перспективе тысяч лет Землю затопит, он станет своего рода Ноевым ковчегом, который позволит заново населить планету местными растениями».

Арт-группа «НИИ собачьих дел». Проект «Изыскания-674». Фото: Захаров Сергей
Арт-группа «НИИ собачьих дел». Проект «Изыскания-674».
Фото: Захаров Сергей

Пока континенты медленно уходят под воду, в Никола-Ленивце опустили в землю и закопали гигантский гидроизолированный морской контейнер с посланиями в будущее от гостей фестиваля. Кто-то написал письмо себе или потомкам, кто-то решил похоронить в земле текущие страхи и переживания, кто-то заключил в специальные колбы памятные вещи. Чего в них только не найдешь! И колечко, и игрушку, и 100-рублевую купюру. «Капсулу предсказаний» (проект архитектурной мастерской Алексея Козыря) откопают в 2050 году, а чтобы люди смогли отыскать в будущем нужное послание, каждому выдали сертификат с его номером и координатами.

Церемония погружения «Капсулы предсказаний». Фото: Митюков Михаил
Церемония погружения «Капсулы предсказаний».
Фото: Митюков Михаил

Невозможно предугадать, что будет через 27 лет. Может быть, и фестиваль завершит свое существование. Но кто-нибудь, прогуливаясь по территории Никола-Ленивца, обнаружит кусты крыжовника, которые решено высадить над капсулой. И ее поднимут из земли, чтобы раскрыть мечты, чаяния и ожидания нас сегодняшних.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+