18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Апофеоз накануне борьбы с архитектурными излишествами

Фасад дома на Ярославском шоссе. Фото: Wikimedia Commons
Фасад дома на Ярославском шоссе.
Фото: Wikimedia Commons
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Издательский дом Руденцовых выпустил второй том биографии Ивана Владиславовича Жолтовского — о его позднем, послевоенном творческом периоде, который ознаменовался нарастанием чрезмерной декоративной пышности

Новый том биографической эпопеи (а именно так хочется назвать исследование Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной) соотносится с предыдущим примерно как две части фильма «Убить Билла» между собой. Если в первом томе (The Art Newspaper Russia публиковала рецензию на него в 2022 году) повествование шло линейно, от одного события к следующему, то во втором перед нами собранье пестрых глав. В него включены, помимо прочего, теоретические статьи самого Ивана Жолтовского (1867–1959), нереализованные замыслы, воспоминания учеников и коллег (некоторые публикуются впервые).

Илья Печёнкин, Ольга Шурыгина. «Иван Жолтовский: В 2 т. Кн. 2: Мастер и его школа» / М.: Издательский дом Руденцовых, 2023. 428 с., ил. (Серия «Архитектурное наследие России»).
Илья Печёнкин, Ольга Шурыгина. «Иван Жолтовский: В 2 т. Кн. 2: Мастер и его школа» / М.: Издательский дом Руденцовых, 2023. 428 с., ил. (Серия «Архитектурное наследие России»).

Есть и обнаруженная в архивах пояснительная записка Елизаветы Рябушинской, чей перевод «Четырех книг об архитектуре» Андреа Палладио Иван Владиславович позднее присвоил. Именно он фигурирует в качестве переводчика в русскоязычном издании 1936 года. Но в 1919-м, еще не зная, как все в дальнейшем обернется, Рябушинская горячо благодарила Жолтовского, вдохновившего ее на этот труд. Вообще, история с Палладио стала для нынешнего понимания архитектора одной из ключевых. Образ интеллектуала потускнел. Жолтовский предстал не гуру, не Учителем, но авантюристом.

Хотя его есть за что уважать, причем помимо безусловного архитектурного таланта, поверить в который сегодня сложно. Он превосходно рисовал, очень умело декорировал интерьеры, у него получалось договариваться с заказчиками — вначале с купцами-промышленниками, затем с советскими генералами. Он мог собрать команду талантливых исполнителей, был требователен к качеству строительства и выступал за синтез искусств. Он был предан профессии и оставался в ней почти 70 лет.

Карниз дома на Проспекте мира. Фото: Wikimedia Commons
Карниз дома на Проспекте мира.
Фото: Wikimedia Commons

Вторая часть дилогии как раз и посвящена поздним работам Жолтовского, выполненным в последнее десятилетие жизни. Как не без иронии пишут авторы, производительность 85-летнего Ивана Владиславовича была в четыре раза выше, чем в его 40–50 лет, что, очевидно, объяснялось не столько отменным здоровьем, сколько правильным разделением труда в команде.

Начинается вторая книга с подлинной истории присуждения Жолтовскому Сталинской премии в 1950 году. Много объясняющий контекст заключается в том, что начиная с 1943 года его выдвигали на эту премию как минимум пять раз — без успеха. Его одержимость архитектурой итальянского Ренессанса утомила заказчиков в лице высшего партийного руководства. «Жолтовский — не вожак советской архитектуры, не ее идейный вдохновитель, — писал в 1943 году своей дочери Лазарь Каганович. — Он в большей своей доле в старине, не все новое видит, но он представляет из себя большой богатый антиквариум, с большими ценностями».

Эти строки авторы взяли эпиграфом ко всей книге. Присуждение Жолтовскому в конце концов Сталинской премии стало результатом запутанных бюрократических интриг. Как нередко бывало в биографии архитектора, все решилось в последний момент, перевесом минимального числа голосов.

Декорированный потолок в вестибюле дома на Смоленской площади в Москве. 1939–1952. Фото: Wikimedia Commons
Декорированный потолок в вестибюле дома на Смоленской площади в Москве. 1939–1952.
Фото: Wikimedia Commons

В начале 1950-х Жолтовский построил в Москве три гигантских жилых дома для советской номенклатуры: на Большой Калужской — для аппарата Совета Министров, на Смоленской площади — для сотрудников Министерства внутренних дел — и на Ярославском шоссе — для работников Министерства сельского хозяйства. Дома стали завершающими аккордами его долгой биографии. Авторы книги подробно разбирают декор на фасадах и планировку квартир, отдают должное красоте общественных зон: кессонированным потолкам, мозаичным полам, лепнине, монументальным росписям, даже лестничным перилам.

Но всегда находятся удивительные несоответствия формы и функции. Жолтовский, например, проектировал в парадных большие фальшкамины, потому что это красиво. Но поскольку настоящие камины в подъездах сделать было нельзя, внутрь каминных порталов помещали радиаторы батарей. Красивые колокольни-кампанилы, неотъемлемая деталь этих домов, на самом деле маскировали трубы котельных. Украшенные крупным рустом «палаццо» внутри имели коридорную систему и были поделены на вполне скромные, по большей части двухкомнатные, советские квартиры.

Декоративным крещендо следует считать реконструкцию столичного ипподрома в начале 1950-х. Фасад здания украсили сразу две доминанты: башня, отсылающая к петербургскому Адмиралтейству, и невероятно пышный портик — парафраз портика Пантеона в Риме. Каждого из этих элементов было бы достаточно для торжественного образа, но, вставши парой, они дали обратный эффект — триумфа в квадрате, запредельного апофеоза. Эта игра была поддержана изобильным, без берегов, декором внутри. Не приходится удивляться, что как раз в 1955 году, когда обновленный ипподром был открыт, вышло знаменитое постановление № 1871 и началась борьба с излишествами в архитектуре.

Г. В. Михайловская под руководством И. В. Жолтовского. Проект ограды жилого дома на Ярославском шоссе по Фабричной улице и Проектируемому проезду. Фасад. 1950-е. Фото: ГНИМА
Г. В. Михайловская под руководством И. В. Жолтовского. Проект ограды жилого дома на Ярославском шоссе по Фабричной улице и Проектируемому проезду. Фасад. 1950-е.
Фото: ГНИМА

Много места отдано в книге мастерской Жолтовского, возникшей в середине 1940-х годов. Архитекторы, работавшие под его началом, вспоминали этот опыт с благодарностью. У подчиненных Жолтовский вызывал восхищение своей эрудицией, безукоризненным внешним видом и мягкой манерой общения. Профессиональные разговоры продолжались в неформальной обстановке: молодые зодчие ездили на дачу в подмосковное Дарьино отмечать именины супруги мастера — Ольги Федоровны. Единственный минус этого братства, как пишут авторы, состоял в том, что из мастерской Жолтовского не вышло ни одного сколь-либо значимого архитектора.

Исследование Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной воистину бескомпромиссное: и по отношению к Жолтовскому, и по отношению авторов к себе, потому что каждый свой тезис они подкрепляют десятками документов. Остается только гадать, сколько месяцев они провели в архивах, чтобы собрать этот колоссальный материал. 

Самое читаемое:
1
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
6
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
Что ценного и значимого находят в московской земле
Ежегодно при археологических раскопках на строительных площадках обнаруживают тысячи артефактов, которые затем отправляются в музей. Важным с точки зрения науки может оказаться буквально любой предмет, поднятый из исторического слоя
28.03.2025
Что ценного и значимого находят в московской земле
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+