18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самая большая за все годы выставка Лотте Лазерштайн проходит в Мальмё

Лотте Лазерштайн. «Русская девушка с пудреницей». 1928. Фото: Albin Dahlström/Moderna Museet/Lotte Laserstein/Bildupphovsrätt 2023
Лотте Лазерштайн. «Русская девушка с пудреницей». 1928.
Фото: Albin Dahlström/Moderna Museet/Lotte Laserstein/Bildupphovsrätt 2023

Когда в 1937 году одна из стокгольмских галерей предложила Лотте Лазерштайн привезти на выставку несколько ее лучших картин, это буквально спасло ей жизнь и разделило биографию художницы на две неравные части

Лотте Лазерштайн (1898–1993) уже была на пике известности в Берлине, критики хвалили ее картины на современные темы (например, на тему женских свобод) в реалистическом ключе, в целом вписывавшиеся в течение «новой вещественности», но, когда к власти пришли нацисты, продолжение ее карьеры из-за еврейского происхождения было невозможно. То, что она оказалась в Швеции осенью 1938-го, во время Хрустальной ночи и новой фазы радикального антисемитизма в Германии, позволило ей жить и работать дальше.

Выставка «Лотте Лазерштайн. Разделенная жизнь» в Музее современного искусства в Мальмё. Фото: Helene Toresdotter/Moderna Museet Bildupphovsrätt
Выставка «Лотте Лазерштайн. Разделенная жизнь» в Музее современного искусства в Мальмё.
Фото: Helene Toresdotter/Moderna Museet Bildupphovsrätt

Лотте Лазерштайн провела в Швеции 55 лет и создала цикл пронзительных автопортретов. Она также писала портреты других иммигрантов, ню и пейзажи. Работам художницы свойственны покой, вплоть до оцепенения, и приглушенные земляные тона.

«Моя жизнь была разделена на два почти равных куска: детство, юность, учеба, первая самостоятельная работа и отъезд из Германии, а затем новый трудный старт в Швеции, — писала Лазерштайн в 1980-х. — Если бы у меня в ящике с красками не было своей собственной реальности, этого маленького убежища, я бы не вынесла тех лет, когда у меня отобрали все: семью, друзей и дом».

Лотте Лазерштайн. «Вечерняя беседа». 1948. Фото: Lotte-Laserstein-Archiv Krausse, Berlin/Lotte Laserstein/Bildupphovsrätt 2023
Лотте Лазерштайн. «Вечерняя беседа». 1948.
Фото: Lotte-Laserstein-Archiv Krausse, Berlin/Lotte Laserstein/Bildupphovsrätt 2023

Некоторые из ее первых шведских заказов были сделаны в Мальмё почти сразу после выставки 1937 года, например портрет Эрика Тролля, камердинера шведского короля Густава. Хотя в Швеции Лазерштайн своим творчеством смогла зарабатывать на жизнь, она не получила большого признания вплоть до конца 1970-х.

Всего в экспозиции представлено около 85 произведений художницы, причем обоих периодов: и раннего немецкого, и позднего шведского.

Музей современного искусства
«Лотте Лазерштайн. Разделенная жизнь»
До 1 ноября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+