Лотте Лазерштайн (1898–1993) уже была на пике известности в Берлине, критики хвалили ее картины на современные темы (например, на тему женских свобод) в реалистическом ключе, в целом вписывавшиеся в течение «новой вещественности», но, когда к власти пришли нацисты, продолжение ее карьеры из-за еврейского происхождения было невозможно. То, что она оказалась в Швеции осенью 1938-го, во время Хрустальной ночи и новой фазы радикального антисемитизма в Германии, позволило ей жить и работать дальше.
Лотте Лазерштайн провела в Швеции 55 лет и создала цикл пронзительных автопортретов. Она также писала портреты других иммигрантов, ню и пейзажи. Работам художницы свойственны покой, вплоть до оцепенения, и приглушенные земляные тона.
«Моя жизнь была разделена на два почти равных куска: детство, юность, учеба, первая самостоятельная работа и отъезд из Германии, а затем новый трудный старт в Швеции, — писала Лазерштайн в 1980-х. — Если бы у меня в ящике с красками не было своей собственной реальности, этого маленького убежища, я бы не вынесла тех лет, когда у меня отобрали все: семью, друзей и дом».
Некоторые из ее первых шведских заказов были сделаны в Мальмё почти сразу после выставки 1937 года, например портрет Эрика Тролля, камердинера шведского короля Густава. Хотя в Швеции Лазерштайн своим творчеством смогла зарабатывать на жизнь, она не получила большого признания вплоть до конца 1970-х.
Всего в экспозиции представлено около 85 произведений художницы, причем обоих периодов: и раннего немецкого, и позднего шведского.
Музей современного искусства
«Лотте Лазерштайн. Разделенная жизнь»
До 1 ноября