Небольшая квартира с декором от IKEA, подъездные окна с разводами от тряпки, цветы в неказистых горшках на подоконниках, ближайший сквер для прогулок с собакой — на выставке «Дом и сад» в «ГЭС-2» художник и фотограф из Ростова-на-Дону Сергей Сапожников воспроизвел, казалось бы, лишь фрагмент нашего будничного, весьма заурядного мира. Но, как ни парадоксально, описать экспозицию хочется эпитетами «броская», «эффектная», «театральная». Запечатленные на фотографиях интерьеры подсвечены софитами и цветными лампами, а уличные пейзажи, на контрасте, предстают черно-белыми, как если бы мы видели их глазами ангелов из фильма Вима Вендерса. Архитектура выставки тоже подчеркнуто избыточная: фотографии демонстрируются не на пустых стенах, а на фоне фотообоев, среди разнообразных конструкций и текстур. Кураторами выступили Елена Яичникова и Владимир Левашов, видный историк фотографии.
Надо сказать, что снимки, которые легли в основу экспозиции, были сделаны в 2020 году, в период строгих ковидных ограничений, когда мы вынуждены были изолироваться в собственных домах. С одной стороны, все, что касается ковида, кажется с дистанции сегодняшнего дня далеким и малозначительным. С другой — наметившаяся тогда проблема социального разобщения обрела еще более пугающие масштабы. Да и тема дома теперь, когда многие покидают родные города и страны, зазвучала еще острее.
Масштабная инсталляция, в которой, помимо фотографий, объединились видео, музыка, скульптура и архитектура, обладает проявленной драматургией. Владимир Левашов обращает внимание на то, что пространство проекта выстроено как троемирие с концентрической структурой. С какой бы стороны ни вошел зритель, он попадает сперва в декорации подъезда, затем в квартиру, а уже оттуда — в сад, который «оборачивается внутренней, потаенной областью Дома, словно бы его душой».
От краев к центру посетителей ведет не только сама сценография, но и музыкально-звуковое сопровождение выставки: «Вальсы» композитора Алексея Хевелева и «Партитура времени» театрального режиссера Дмитрия Цупко. Последняя состоит из монологов, составленных на основе бесед с Сергеем Сапожниковым, но записанных голосами разных людей, — этот прием позволил отстраниться от личного, авторского.
Среди примечательных объектов на выставке — скульптура, созданная из велосипедной рамы и будто парящая над пьедесталом. Она символизирует увлечение автора велоспортом и в то же время перекликается со знаменитой работой Пабло Пикассо «Голова быка» (1942), сделанной из велосипедного седла. В другой части экспозиции находим фотографию, на которой запечатлено одеяло и которая в размере одеяла напечатана (она лежит на подиуме-кровати).
К выставке был выпущен лощеный каталог в формате толстого глянцевого журнала — намек на издание House & Garden, посвященное дизайну интерьеров и садоводству. Другой «мерч» не менее оригинален: это виниловая пластинка с музыкой Алексея Хевелева и велосипедная форма Alé Cycling, выполненная ограниченным тиражом в Италии по заказу компании Bicicletta.
Дом культуры «ГЭС-2»
Сергей Сапожников. «Дом и сад»
До 17 сентября