Открытие обновленного Художественного музея AKG в Буффало стало кульминацией 22-летнего проекта по преобразованию учреждения, прежде известного как Художественная галерея Олбрайта — Нокса, в современный музей. В результате отдельно стоящие музейные здания — возведенное в 1905 году в неоклассическом стиле и модернистская постройка 1962 года — теперь соединены галереями.
Чтобы осуществить эту идею, пришлось запустить кампанию по сбору $230 млн, а строительство из-за пандемии растянулось на четыре года. Проект Сёхэя Сигэмацу и бюро Рема Колхаса OMA (Office for Metropolitan Architecture) потребовал серьезного вмешательства в прежний музейный городок; в результате возникла совершенно новая структура залов — так получилось крыло Гундлах-билдинг, названное в честь уроженца Буффало Джеффри Гундлаха, который пожертвовал на проект $42,5 млн. Это здание, воздушное, словно облако, представляет собой конструкцию со стеклянным фасадом. За счет него у музея появилось около 3 тыс. кв. м новых выставочных площадей.
«Нашей основной целью было создать экспозицию, которая будет интересна как историкам искусства, так и просто ценителям прекрасного. Чтобы каждый мог узнать для себя что-то новое и погрузиться в ту историческую эпоху, которая ему близка. При этом мы хотели иметь возможность проводить передовые выставки современного искусства, которыми всегда славился наш музей, — говорит главный куратор Кэтлин Чаффи. — Его собрание представляет собой довольно полный свод истории западного современного искусства. Перед тем как закрыться на реконструкцию, нам приходилось постоянно чем-то жертвовать: у нас банально не хватало места, чтобы показать всю коллекцию, — так что мы решили вдвое увеличить пространство».
Вместе с квадратными метрами музей в Буффало прирос и новыми произведениями искусства. В апреле было объявлено, что с ноября 2019 года, пока он был закрыт на ремонт, музейное собрание пополнилось еще 518 работами. Среди приобретений — крупный дар, состоящий из более чем 200 экспонатов, наследие покойного скульптора Марисоль.
«Публика в Буффало действительно неплохо разбирается в абстрактном искусстве, — говорит Чаффи, — поэтому оно во многом становится основой коллекции. У нас, по статистике, посетители дольше задерживаются у абстрактной живописи, чем в других музеях. Ведь у нас в штате многие с детства ходили сюда, они выросли на работах Клиффорда Стилла и Джексона Поллока».
Благодаря реконструкции появилось место и для новых работ, созданных специально для AKG. У въезда в новый подземный паркинг перед историческим зданием музея разбили зеленую зону, где разместилась крупная инсталляция концептуального фотографа Мириам Бэкстрём. В новом кафе, названном Cornelia в честь Корнелии Бентли Сейдж Куинтон, второго директора музея и первой в США женщины, возглавившей музей, висит большое мозаичное панно доминиканской художницы Фирелей Баэз.
Но, пожалуй, самым интересным и новаторским проектом на сегодняшний день стало «Общее небо» (2022) художника Олафура Элиассона и архитектора Себастьяна Бемана. Благодаря их сверкающей стеклянной крыше внутренний двор модернистского здания музея, где демонстрировалась скульптура, превратился в крытое пространство, получившее название «городская площадь».
Говоря о пространстве, Чаффи отмечает, что «это просто запредельно». «Здесь ощущаешь себя одновременно уютно и странно — сразу понимаешь, что находишься в каком-то ином, новом мире», — говорит куратор.