Реставрация Зубовского флигеля Екатерининского дворца в Царском Селе вышла на финальный рубеж. Почти четыре года длится эта уникальная по своей трудоемкости работа, которую выполняют мастера ООО «Царскосельская янтарная мастерская». Она стала возможной благодаря поддержке ПАО «Газпром».
«Одновременная работа в нескольких совершенно разных помещениях создает особую сложность, — рассказал Борис Игдалов, генеральный директор ООО «Царскосельская янтарная мастерская». — Анфиладная система залов не позволяет разделить процесс на фрагменты и участки, и мы параллельно ведем работы с металлом, керамикой, деревом, живописью. За 40 лет своего существования мы не делали ничего подобного по сложности и многоплановости задач».
Сейчас воссоздание уникального убранства личных комнат Екатерины II приближается к финальному этапу. Декоративная отделка восьми залов во многом завершена, в большинстве покоев, по словам реставраторов, в ближайшее время будет закончен монтаж элементов декора интерьеров.
Зубовский флигель был построен в последние десятилетия XVIII века архитектором Юрием Фельтеном и получил имя графа Зубова, одного из фаворитов Екатерины II. Роскошное убранство флигеля создавали Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. В середине XIX века интерьеры флигеля были частично переделаны по проекту архитектора Ипполита Монигетти. В годы Великой Отечественной войны Зубовский флигель сильно пострадал от обстрелов и пожара, практически его уничтоживших.
После войны архитектор Александр Кедринский разработал проект восстановления декоративного убранства залов флигеля, но его осуществление требовало огромного числа специалистов, колоссальных средств, и до недавнего времени пространство использовалось под временные выставки. Возвращение интерьерам флигеля их былого великолепия стало возможным, когда эту идею поддержало руководство ПАО «Газпром».
По замыслу создателей интерьеры комнат и залов Зубовского флигеля демонстрировали «простоту со вкусом». Эпоха барокко прошла, классицизм требовал отказа от пышной резьбы и обилия позолоты. Утонченную красоту подчеркивали материалы, необычные для отделки интерьеров остальной части Екатерининского дворца: в оформлении были использованы разноцветное стекло, серебро, зеркала, фарфор.
В распоряжении специалистов, приступивших к реализации проекта восстановления, были акварели, коллекция автохромов, выполненных в 1917 году и зафиксировавших интерьеры царскосельских дворцов, а также фотографии довоенного времени. Благодаря огромной исследовательской работе сотрудников Государственного музея-заповедника «Царское Село», а также поддержке европейских музеев, удалось обнаружить немалое количество исторических материалов, которые позволили с высокой степенью точности воссоздать многие детали интерьеров. Работы ведутся одновременно в восьми помещениях: Китайском и Купольном залах, Зеркальном, Синем и Серебряном кабинетах, Опочивальне, Рафаэлевской и Туалетной комнатах.
В открывающий анфиладу залов Стеклянный кабинет уже вернулись зеркала, цветные фарфоровые изразцы в простенках между ними, на потолке воссоздана живопись по золоту. Сохранившийся исторический паркет Стеклянного кабинета, единственный подлинный из всех залов флигеля (он был вывезен во время войны в Германию и потом передан в Россию), уже отреставрирован и ждет своей очереди на возвращение в родные стены.
Следующие за Стеклянным Синий кабинет и Опочивальня подготовлены к монтажу декоративных элементов интерьера, практически полностью готовых. Стены Опочивальни отделаны белым молочным стеклом. Когда-то эту комнату украшали медальоны и плакетки из яшмовой массы, созданные на фабрике Веджвуда в Англии. В 1994 году королева Великобритании Елизавета II подарила музею-заповеднику «Царское Село» два медальона, изготовленных по старым формам. Они будут установлены на стене Опочивальни. Недостающие элементы выполнили мастера Императорского фарфорового завода.
За Опочивальней находится Серебряный кабинет, который очень любила Екатерина II. Первоначально он был весь декорирован серебром, но очень скоро металл окислился и почернел, его сняли, и оформление было кардинально переделано Джакомо Кваренги. Стены украсила модная в то время живопись в технике энкаустики. Практически вся она погибла в пожаре войны; образцом для ее воссоздания стали две подлинные работы, которые сотрудники дворца вывезли в эвакуацию.
«Нам очень помогли специалисты из Зальцбурга, — рассказала Ираида Ботт, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по научной работе. — Два пейзажа в интерьере Серебряного кабинета были написаны Джованни Камповеккьо. Известно, что работы этого художника есть в Зальцбурге. Мы обратились туда, и коллеги из Австрии прислали хорошие цифровые изображения работ, по ним мы изучали манеру письма и цветовое решение. Еще два аналога нашли в архивах петербургской Академии художеств».
Но, конечно, главную сложность представляет восстановление интерьеров Китайского зала. Исторически значительная часть стен здесь была декорирована огромным количеством панно, выполненных по заказу Екатерины II в Китае, в технике коромандельского и золотого лака. В ходе обсуждения проекта специалистами было принято решение заказать воссоздание этих панно в Китае. Музей предоставил китайским мастерам образцы, аналогичные историческим, и китайская компания «Синьсинши» под руководством и контролем руководителя отделения «Искусство лака» Института искусства Университета Цинхуа в Пекине изготовила пробные панно. Реставрационный совет ГМЗ «Царское Село» принял выполненную работу, но просил исправить некоторые неточности. Сейчас договор на изготовление 117 панно уже заключен. Китайская сторона планирует выполнить заказ за 900 дней. По мере готовности панно будут отправляться из Китая в музей, а мастера на месте их смонтируют.
Кроме панно Китайский зал украшала живопись в стиле шинуазри, которую по одобренным реставрационным советом образцам выполнили преподаватели Академии художеств. Сейчас эта работа практически завершена. Интерьеры замыкающего анфиладу Купольного зала, декорированного в стиле античной римской виллы, по словам специалистов, готовы уже почти на 80%.
«Готовность всех залов довольно высокая, но когда мы сможем представить их широкой публике — большой вопрос, — считает Наталья Кудрявцева, заместитель директора ГМЗ «Царское Село» по реставрации. — Есть серьезная проблема, решение которой связано не только с нашей работой. Это проблема насыщения залов музейными предметами. У нас есть по два-три подлинных предмета для каждого зала, но для таких площадей этого очень мало. И наша основная задача сейчас — найти средства на воссоздание несохранившихся предметов».
Тем не менее руководство ГМЗ «Царское Село» планирует частично открыть воссозданные залы для ограниченного показа. Это, вероятно, может случиться уже в следующем году.