Художница Татьяна Маврина (1900–1993) за свою долгую жизнь успела сделать очень многое. Трудно представить себе ретроспективную выставку, на которой была бы одновременно показана пусть даже половина ее наследия: получилась бы нескончаемая вереница картин и рисунков. На протяжении десятилетий Татьяна Алексеевна придерживалась мнения, что постоянная работа идет во благо и живописцу, и зрителю: «Так всегда — не знаешь, что получится — пиши! Бог разговаривает с человеком временем». Это не подразумевало, впрочем, легкомыслия и легковесности: на любом этапе своей биографии Маврина хорошо понимала, что и как она делает. Но привыкла работать сериями, маркируя всякое изменение манеры множеством работ — на холсте или бумаге. Со временем — исключительно на бумаге.
Если выстраивать камерную экспозицию этой художницы, необходим какой-то акцент. Для выставки «Маврина. От моря до моря», состоявшейся минувшей весной в московском фонде In artibus, таким акцентом стала тема путешествий. Но отнюдь не дальних странствий: Татьяна Маврина крайне редко выбиралась за пределы Центральной России, а за границей и вовсе была лишь однажды, уже в довольно преклонном возрасте. География ее поездок — обычно коротких или даже однодневных — внимательно отслеживалась в экспозиции: Вологда, Городец, Кострома, Переславль-Залесский, Суздаль, Ярославль и другие примечательные места в окрестностях Золотого кольца. Присутствовал еще ряд работ, сделанных на юге (Гагры начала 1930-х и экзотические для Мавриной Афины середины 1970-х). Ну и Москва, конечно. Тоже путешествие, хотя и пешее в основном.
Те же географические ориентиры присутствуют и в каталоге выставки. Полторы сотни ее экспонатов воспроизведены здесь не в хронологическом порядке, а по тематическим блокам (например, «Подмосковье», «Поволжье» или «На север»). Привязка к местности в случае Мавриной ценна не столько топографической документальностью, сколько возможностью наблюдать эволюцию автора. Как правило, для новых маршрутов использовались и новые художественные приемы. Движение от экспрессивного стиля «в темпе натуры», свойственного участникам группы «13» на рубеже 1920–1930-х годов, в сторону лубочности и яркого, открытого цвета — лишь один вектор изменений, наиболее очевидный. А были и другие, и их чрезвычайно интересно отыскивать в мавринских пейзажах разных лет.
Поскольку выставка была собрана из частных московских коллекций, неудивительно, что трое владельцев работ сочли необходимым внести свою лепту и в виде текстов. Президент фонда In artibus Инна Баженова во вступительном слове сформулировала, почему этот проект оказался важным персонально для нее. Александр Шелудченко обстоятельно рассказал об отношениях Мавриной с географическими пространствами (отношения эти были не просты и не поверхностны). Михаил Сеславинский опубликовал свое эссе «Теплая Студеная улица», где описал многолетний личный опыт изучения и постижения творчества этой художницы. А искусствовед Анна Чудецкая предоставила для каталога биографический очерк о Мавриной.