18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как технологии меняли живопись

Научные открытия и технические изобретения оказывали на историю искусства больше влияния, чем можно предположить. Об этом рассказывается на выставке «На языке правил и исключений. Наука и искусство» в Еврейском музее и центре толерантности

Выставка создана совместно с Политехническим музеем в честь объявленного в России десятилетия науки и технологий (2022–2031) и посвящена взаимоотношениям науки и искусства и границам между ними. «Где заканчиваются возможности подсчетов и формул? Неужели доказанные уравнения не оставляют пространства для прекрасных метафор?» — задаются вопросами кураторы проекта Ирина Дворецкая и Мария Гадас. Выставка, произведения на которую дали Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Музей Востока, Музей архитектуры, Stella Art Foundation, а также частные коллекционеры, включает множество тем. Среди них есть прикладные: например, как научные открытия и технические изобретения могли оказывать прямое влияние на живопись.

Камера-обскура

Удивительная фотографическая четкость и объемность изображения, которыми овладели художники эпохи Возрождения, имели не только идеологические предпосылки (возврат к гуманизму Античности, тому постулату, что человек, в том числе его бренная оболочка, мера всех вещей), но и вполне конкретное техническое новшество — использование светонепроницаемого ящика с отверстием в одной из стенок (куда позднее, с XVI века, вставляли линзу) и экраном на противоположной стенке — камеры-обскуры, простейшего оптического аппарата. С помощью камеры-обскуры изображение человека, интерьера или пейзажа проецировалось на плоскость. Оставалось лишь обвести его и раскрасить.

Это была ключевая тайна профессии, и живописцы не афишировали свои секреты. Современный британский художник Дэвид Хокни совместно с физиком-оптиком Чарльзом М. Фалько в книге «Тайное знание: повторное открытие утраченных техник старых мастеров» даже доказывает, что Ренессанс — это в первую очередь результат использования оптических инструментов: камеры-обскуры, камеры-люциды (со специальной призмой), изогнутых зеркал. Специалисты до сих пор спорят, насколько часто Ян Вермеер использовал камеру-обскуру, но как факт это несомненно: на нескольких полотнах нидерландского мастера обнаруживаются зоны нерезкости и блики, свойственные несовершенному объективу камеры-обскуры XVII столетия.

Для менее гениальных художников использование оптики стало решающим подспорьем. Технология привела к расцвету профессии. В одной только Фландрии в XVI–XVII веках работали сотни мастерских и было создано около 1,5 млн картин!

Переносная камера-обскура со встроенным зеркалом. 1820. Политехнический музей. Такие камеры были одним из важных инструментов художников. Фото: Политехнический музей
Переносная камера-обскура со встроенным зеркалом. 1820. Политехнический музей. Такие камеры были одним из важных инструментов художников.
Фото: Политехнический музей
Понимание восприятия цвета

О том, что расположенные рядом цветные предметы влияют на восприятие цвета друг друга, торговцы узнали раньше художников: во время работы на красильной фабрике Gobelins в Париже Мишель Шеврёль, разбираясь с оттенками шерстяной пряжи, открыл принцип «одновременного контраста» (он выпустил книгу об этом в 1839 году). Когда художник Жорж Сёра, не удовлетворенный приемами импрессионизма, начал изучать теорию цвета и оптику, теория «одновременного контраста» стала основой его нового стиля. Чтобы добиться самых ярких цветов и мерцающего эффекта, художник, вместо того чтобы смешивать пигменты на палитре, наносил мелкие мазки чистых цветов сразу на холст. Краски не смешивались, но смешивались цвета в восприятии зрителя. Жорж Сёра настолько увлекся научными изысканиями, что пытался создать теорию о цвете в живописи и создал новое направление — дивизионизм (или хромолюминаризм). Его разработки породили неоимпрессионизм, который, в свою очередь, повлиял на разные течения модернизма — от фовизма до экспрессионизма.

Сейчас мы смотрим на мониторы, которые создают цвет именно так — сочетанием пикселей разных цветов, которые смешиваются уже благодаря особенностям нашего восприятия.

Жорж Сёра. «Приют и маяк в Онфлёре». 1886. Сёра создал свой стиль, совместив натурные наблюдения с научными изысканиями в области оптики.Фото: Собрание Инны Баженовой
Жорж Сёра. «Приют и маяк в Онфлёре». 1886. Сёра создал свой стиль, совместив натурные наблюдения с научными изысканиями в области оптики.
Фото: Собрание Инны Баженовой
Печатный станок Гутенберга

Подсмотрев идею у виноделов, которые отжимали виноград, и изготовителей бумаги, прессовавших ее листы, в 1440-х годах немецкий ювелир Иоганн Гутенберг придумал печатный станок. Это стало толчком к первой в истории информационной революции. Печатные книги открыли художникам доступ к забытым античным знаниям, сюжетам вне границ привычных библейских историй, что привело к кардинальному обновлению тематики живописи. «Рождение Венеры» (1480-е) Боттичелли — одно из первых и ярких тому подтверждений. Печатный станок позволил также широко промоутировать произведения современных художников. Например, Рафаэль тиражировал свои художественные образы в сотрудничестве со знаменитым римским гравером Маркантонио Раймонди. «Эстампы разлетались по Европе, создавая визуальный фон эпохи. Их использовали керамисты и оружейники, ювелиры и эмальеры, мебельщики и витражисты и, конечно, живописцы. Для XVI века это было своего рода „вирусное видео“», — говорит куратор выставки 2020–2021 годов «Линия Рафаэля» в Эрмитаже Василий Успенский.

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Ученый в своем кабинете» («Фауст»). 1652. Благодаря изобретению печатного станка «гравюра Рембрандта» — знаковое словосочетание у любителей искусства. Фото: Собрание Дмитрия Гарибяна
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Ученый в своем кабинете» («Фауст»). 1652. Благодаря изобретению печатного станка «гравюра Рембрандта» — знаковое словосочетание у любителей искусства.
Фото: Собрание Дмитрия Гарибяна
Фотографический аппарат

В 1839 году Луи Дагер изобретает дагеротипию, и вскоре фотография распространяется по всему миру. Помимо того что фотография стала новым видом искусства, она сильнейшим образом повлияла на живопись. Вначале фотографии стремились казаться живописью (этот стиль носит название пикториализм), а портреты стали писать по фото. Появление новых композиционных приемов в живописи, как, например, имитация кадрирования снимка, имитация глубины резкости, когда в фокусе только главное на картине, возможность зафиксировать и изучить движения человека и животных, да и само решение писать как будто спонтанные сцены на улице («репортажные»), — все это дало важнейший импульс художникам ХХ века.

Александр Русаков. «Дискоболка». 1930. Фотография помогала художникам изучать естественные движения человека и затем их интерпретировать. Фото: Собрание Романа Бабичева
Александр Русаков. «Дискоболка». 1930. Фотография помогала художникам изучать естественные движения человека и затем их интерпретировать.
Фото: Собрание Романа Бабичева
Кисти из свиной щетины с металлическим ободком

Мягкие и упругие собольи кисти позволяли старым мастерам создавать гладкую и блестящую поверхность на полотне. Рассмотреть переход одной краски в другую на многих старых картинах просто невозможно. Когда в XIX веке для кистей начали использовать жесткую свиную щетину, художникам захотелось оставить на полотне более ощутимый след от этого инструмента, смелее разделять мазки. Кроме щетины в середине XIX века кисти получили еще один чудесный апгрейд: на них появилась металлическая обойма вместо нитяной обмотки. А это значит, что впервые в руках художника оказалась плоская кисть. Мазки теперь были гораздо выразительнее — и стали новым способом изображения непостоянства, движения, сиюминутного впечатления. С их помощью было легко убедительно передавать рябь на воде, мерцающий в листьях солнечный свет или растворенный в тумане городской пейзаж. Работать плоской кистью с непривычки сложно, но так писать гораздо быстрее. Невероятное преимущество для художника, который старается поймать неуловимое.

Кузьма Петров-Водкин. «Яблоко и вишня». 1917. На полотне видны мазки плоской кистью, которые художник использует для создания формы предметов и своей знаменитой сферической перспективы. Фото: Собрание семьи Палеевых
Кузьма Петров-Водкин. «Яблоко и вишня». 1917. На полотне видны мазки плоской кистью, которые художник использует для создания формы предметов и своей знаменитой сферической перспективы.
Фото: Собрание семьи Палеевых
Тюбики

В 1841 году работавший в Лондоне американский художник Джон Рэнд, устав таскать краски в свиных мочевых пузырях, придумал использовать для этих целей обрезки свинцовых трубок с крышкой. Запатентованное им изобретение практически сразу купила лондонская компания по производству художественных материалов Winsor & Newton. Она добавила в конструкцию Рэнда крышку с винтом. Краски в тюбиках, которые легко взять с собой, сделали возможной работу художников на открытом воздухе, что привело к возникновению и расцвету импрессионизма. «Без красок в тюбиках не было бы ни Сезанна, ни Моне, ни Писсарро, ни импрессионизма», — писал Жан Ренуар, сын художника Огюста Ренуара.

Николай Крымов. «Пейзаж-таблица: изменения в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток». 1934. Крымов составил для своих учеников таблицу изменения света и цвета в пейзаже, фиксируя их на пленэре, что вряд ли было бы возможно без фабричных красок в тюбиках. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Крымов. «Пейзаж-таблица: изменения в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток». 1934. Крымов составил для своих учеников таблицу изменения света и цвета в пейзаже, фиксируя их на пленэре, что вряд ли было бы возможно без фабричных красок в тюбиках.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Аэрозольные баллончики

Новый способ рисования — без кистей — связан с изобретением аэрозольных баллончиков. В 1941 году Лайл Гудхью запатентовал баллон с газом, который под давлением выпускал струю вещества. Веществом тогда было средство от насекомых. В 1949 году Эд Сеймур, торговец красками, по совету жены, которая пользовалась аэрозольным дезодорантом, применил баллон для того, чтобы покрасить радиатор. Идея оказалась удачной, и Сеймур начал производство баллончиков с краской. Их немедленно оценили уличные бунтари (мгновенно наносится, хорошо липнет, быстро сохнет) — настолько, что продажу аэрозольной краски подросткам на какое-то время запретили. Теперь без уличных граффити невозможно представить себе ни один мегаполис.

Фрагмент экспозиции «Кабинет биолога». Архитектор Алексей Трегубов. Современные искусство и дизайн невозможны без красок в аэрозольных баллончиках.  Фото: Еврейский музей и центр толерантности
Фрагмент экспозиции «Кабинет биолога». Архитектор Алексей Трегубов. Современные искусство и дизайн невозможны без красок в аэрозольных баллончиках.
Фото: Еврейский музей и центр толерантности

Еврейский музей и центр толерантности
«На языке правил и исключений. Наука и искусство»
До 10 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+