Последний раз подобная выставка проводилась в Государственной Третьяковской галерее в 2003 году. Ровно 20 лет спустя самое время показать публике богатство ее фондов графики, экспонаты которых составляют параллельную историю искусства, подчас едва ли не более интригующую, чем магистральная.
Комплектование коллекции графики во все времена было для Третьяковской галереи в приоритете. В 1920-х годах, в период расцвета искусства авангарда и модернизма, Анатолий Бакушинский организовал и возглавил в музее отдел графики. После расформирования в 1929 году Музея живописной культуры собрание графики авангардистов влилось в фонды Третьяковки. Как отмечает куратор выставки, заведующая отделом графики XX века Александра Струкова, следующим мощным пополнением фондов стала передача в 1970-е годы части коллекций легендарного культуртрегера Георгия Костаки и знатока, теоретика, эксперта графического искусства Алексея Сидорова.
Нынешнюю экспозицию проектировали архитекторы Кирилл Асс и Надя Корбут. При входе на выставку они сотворили подобие родословного древа с фамилиями всех участвующих в программе мастеров, от Малевича до Кудряшова, — вышло похоже на карту России с городами. Причем наряду со знаменитыми фамилиями, сопоставимыми с мегаполисами, на эту своеобразную карту нанесены имена и вновь открытые, и словно до сих пор не окончательно нашедшие определенное место в сетке исторических координат.
Архитекторы экспозиции смогли создать хрупкую иллюзию путешествия внутри гигантского графического кабинета. Над экспликациями горят библиотечные светильники — так усилена нарочито эстетская тема общения с этим искусством.
Анфиладу залов разделяют тонкие графические рамы, похожие на металлические решетки музейных депозитариев. Материал собран в залах по двадцатилетиям, начиная с 1910-х. И уже в первом разделе рядом с тончайшей паутиной супрематических набросков Малевича из собрания его ученицы Анны Лепорской висит лист со странной аннотацией: «Александр (?) Борис (?) А (?) Цейтлин (?–1920)». Абсолютно детективная запись со многими неизвестными. Художник Цейтлин учился у Эль Лисицкого, был гравером в объединении Уновис («Утвердители нового искусства»), созданном Малевичем в Витебске. По заветам Малевича беспредметные модули бойко атакуют мир обыденных вещей. Создается новая вселенная.
Такие находки бесценны. Они дополняют историю и возвращают вырванные ее страницы. Подобных премьер, открытий на выставке очень много. Из разделов второй половины XX века привлекают внимание сюжеты, связанные с бумажной архитектурой (листы Юрия Аввакумова, Александра Бродского, Ильи Уткина) с традицией школы Владимира Фаворского и Андрея Гончарова. Это неизменно высочайшая графическая культура, виртуозная техника и сложное исследование черно-белой архитектоники пространства. Среди многих учеников Андрея Гончарова в Московском полиграфическом институте хочется выделить Кирилла Мамонова. Его можно назвать наследником искусства аутсайдеров и экспрессионистов вроде Георга Гросса или Отто Дикса. Целая серия посвящена сценам из жизни интерната для душевнобольных и его постояльцу, лидеру «другого искусства» Владимиру Яковлеву. Мамонов рисует Яковлева, рисующего грушу. Из-за спины рисующего выглядывает кот. Клубок штрихов и линий, обозначающий фигуру распластавшегося над столом Яковлева, складывается в некое облако, движущееся, сияющее. Это облако — метафора творчества как такового. Человек рассыпался, растаял, но творить не перестал.Закономерно, что завершается экспозиция разделом, посвященным ушедшему в прошлом году художнику Олегу Кудряшову. Мастер словно подытоживает в своем творчестве разные стили и методы модернизма XX столетия, от супрематизма Малевича и контррельефов Владимира Татлина до поп-арта, ташизма второй половины века. Достойный эпилог экспозиции.
Впервые опубликовано в Art Focus Now.
Новая Третьяковка
«Век графики. От Казимира Малевича до Олега Кудряшова»
До 1 октября