Какой диапазон медиаискусства открывает зрителю фестиваль?
Фестиваль Intervals проводится непосредственно в пространстве города для очень широкой аудитории, включая тех, кто не подготовлен к встрече с медиаискусством. Поэтому мы представляем работы, которые являются достаточно доступными и зрелищными, чтобы понравиться широкому зрителю и вовлечь его в сферу медиаарта. Художники работают с разными медиумами: это и проекции, и лазеры, и диджитал-экраны с видео-артом, и голографические технологии. Будут на фестивале и световые инсталляции, и кинетические медиаарт-скульптуры.
Intervals — это ежегодный фестиваль в Нижнем Новгороде, посвященный медиаискусству. Он включает в себя городскую медиавыставку, образовательную и музыкальную программу. За шесть лет существования Intervals стал самым масштабным и значимым российским событием в своем жанре. Цель фестиваля — делать медиаискусство доступным и понятным каждому. Именно поэтому медиавыставка проходит в городе и на нее всегда свободный вход. Организаторы фестиваля — студия Dreamlaser и куратор Ксюша Чеховская.
В пространстве Цех* будет показана аудиовизуальная инсталляция команды «С Е Т А П» с шестиметровыми кольцевыми экранами. На фасад академии «Маяк» будет проецироваться работа индонезийской команды The Fox, The Folks — они делают красочный контент, похожий на мультфильм, который, скорее всего, очень понравится юным зрителям. Студия Dreamlaser представит коллаборацию с «Тинькофф».
Из новых и трудоемких локаций необходимо упомянуть «Горадром». Там развернется монументальная работа китайского художника Као Юкси — инсталляция с экраном-рампой, в которой искривляются пространство и время. А для скейтпарка рядом с «Горадромом» подготовила проект российская студия Inty — райдеры смогут показать трюки в свете медиаинсталляции.
Как вы находите баланс между шоу и искусством?
Художники, участвующие в фестивале, не делают заказные работы, а создают собственные высказывания. Как правило, они работают с пространством на чувственном уровне, чтобы позволить зрителю получить особый пространственный опыт. Но иногда, особенно при создании мэппингов, они обращаются к истории места или здания, с которым работают. Также мы показываем инсталляции, которые уже признаны мировым сообществом как выдающиеся примеры медиаарта, чтобы зритель увидел полную и актуальную картину того, как это направление искусства развивается в мире.
Есть ли у фестиваля тема?
Мы осознанно каждый год не задаем тему, чтобы не ограничивать художников. Это дает дополнительный бонус, и никто (ни городские власти, ни партнеры) не может на тему повлиять. Тем самым мы отстаиваем границы художников и не позволяем фестивалю превратиться в коммерческий продукт.
Как выбираются площадки?
Наша команда состоит из нижегородцев. Все мы хорошо знаем город и, составляя каждый год карту фестиваля, следуем миссии заново открывать его местным жителям и туристам. Поэтому зачастую мы выбираем совершенно нетипичные, непопулярные локации. К примеру, когда в 2019 году мы делали проект в здании академии «Маяк», оно находилось в достаточно плачевном состоянии, поскольку давно не эксплуатировалось. К 800-летию города эту площадку реконструировали, и сейчас она имеет абсолютно другой вид (в этом году мы будем проводить там образовательную программу).
А еще мы были первыми, кто задействовал пространство под метромостом, после чего оно стало местом притяжения для нижегородцев. Там была реализована одна из самых запоминающихся работ за всю историю фестиваля: Андрей Бергер создал огромный мурал на фасаде уже снесенного элеватора мукомольного завода, а Dreamlaser «оживили» мурал при помощи видеопроекции.
А как площадки распределяются среди художников?
К художникам мы обращаемся адресно. Изучив портфолио каждого, можно понять, кому какая площадка подойдет.
Насколько сложно договариваться с городскими властями и как в целом город реагирует на такие арт-интервенции?
Сегодня Нижний Новгород — крупная событийная площадка. После 800-летия города тут постоянно проходят масштабные события. Но когда в 2019 году мы решили вывести наш фестиваль в городское пространство (ранее, в 2017-м, он проходил лишь на одной площадке), нам пришлось стать первопроходцами в том, как все согласовать с городскими службами, куда и какие письма написать. И тем не менее мы сразу получили поддержку администрации города. Протянуло руку помощи и Министерство культуры.
Так происходит по сей день: город любит наш фестиваль и считает его своей визитной карточкой. И теперь многие площадки (особенно те, которые недавно реконструировались и открылись) сами приглашают нас для реализации у них фестивальных проектов. Так, в этом году для гостей фестиваля откроет двери старое хоровое училище, где будет представлена работа известного японского художника Шохеи Фудзимото. Это будет настоящий вау-опыт — побывать в таком красивом здании, да еще и с инсталляцией.
Что делает фестиваль событием международного уровня?
Прежде всего художники из разных стран, которые являются суперзвездами медиасцены (в этом году среди них австралиец Кит Вебстер, «динозавр» мэппинга из Испании Филип Рока и китайский художник Као Юкси, который принимал участие в открытии Олимпиады в Пекине). Во многом благодаря им наш фестиваль знают во всем мире, хотя мы никогда не делали международного пиара. И часто зарубежные художники, которым я пишу, говорят, что знают о фестивале, и охотно принимают предложение поучаствовать в нем.
Кроме того, Intervals является одним из мировых лидеров по уровню технического продакшена. Это одна из наших сильных сторон — художники у нас получают практически безграничные технические возможности для реализации своих идей. К примеру, на европейском фестивале вы увидите чаще всего, что на фасад большого здания светит один проектор, у нас же используется пять — десять таких проекторов на одно здание, что дает совсем другой уровень картинки, яркости и, соответственно, впечатления. Помимо огромного арсенала оборудования, у нас есть инженеры, которые помогают художникам порой с нуля воплощать проекты. Благодаря этому у нас часто случаются премьеры инсталляций — художники, получив арсенал инструментов, реализуют те идеи, которые они больше нигде не могли реализовать.
Приезжают ли иностранные художники в нынешних условиях в Нижний Новгород или делают проекты удаленно?
Часть художников приезжают и делают все на месте — например, Као Юкси и индонезийцы The Fox, The Folks. А вообще еще во время пандемии, когда было сложно с пересечением границ, мы выработали механизм удаленного создания инсталляций по точным райдерам художников и под их надзором. Мы успешно реализовали несколько таких кейсов, и художники нам доверяют.
В этом году мы удаленно реализуем инсталляцию Кита Вебстера — он присылает нам необходимые инструкции. Его поездка к нам для самостоятельной работы над проектом была бы крайне тяжелой: дорога заняла бы чуть ли не двое суток, учитывая, что фестиваль длится трое. А к примеру, подготовка мэппинг-инсталляции вообще не требует присутствия художника — он просто передает нам готовый контент, который мы транслируем на фасад. Так сделал Филип Рока, который не может приехать из-за другого проекта.
Фиксирует ли фестиваль новые тенденции в медиаискусстве?
Да, конечно, мы следим за тенденциями и расширяем за их счет программу. Например, один из трендов этого года — нейросети. Их использует студия Bestereo°, которая делает мэппинг на фасад академии «Маяк». Что интересно, обычно они работают в технике классического мэппинга, с эффектными приемами, когда фасад оживает, рушатся стены. Но наш фестиваль — это еще и площадка для экспериментов, поэтому художники отваживаются пробовать новые инструменты. Художники, которые представят работы на фасаде концертного зала «Юпитер», — это Александр Абрамов и Яр Кирсанов в коллаборации с музыкантом Алексом Зариповым — тоже работали с нейросетями. Так как это действительно актуальный инструмент, мы посвятили ему целый блок из четырех лекций в образовательной программе.
Расскажите подробнее об этой программе. Какие еще темы она поднимает?
К образовательной программе у нас такой же подход, как и к основной выставочной программе. Мы говорим на доступном языке, потому что наша функция — просветительская. Художники расскажут о своих проектах, им можно будет задавать вопросы об увиденном.
К нам приедет китайский художник Као Юкси с лекцией «Застывшее измерение» (так же называется его выставка, о которой пойдет речь в выступлении). Покрас Лампас расскажет о технологиях, которые сам применяет в художественной деятельности. Фаджар Курниа (студия The Fox, The Folks) едет из Индонезии, чтобы рассказать нашим зрителям о своих проектах.
Среди других спикеров — организаторы, представители образовательных институций и креативных индустрий со всей страны. У нас выступят организаторы таких крупных событий, как «Ночь заводов» и «Выкса-фестиваль». Будет и дискуссия с организаторами медиаарт-фестивалей — Intervals, Nur и «Просвет».
Нижний Новгород сегодня настоящая столица уличного искусства. Есть ли какие-то примеры взаимодействия медиахудожников с местным стрит-артом в рамках фестиваля?
Я уже упомянула проекцию видеоработы Dreamlaser на мурал Андрея Бергера, но в дальнейшем нам интересно искать другие формы взаимодействия этих двух искусств. Интересный пример ждет зрителей в этом году. На торце концертного зала «Юпитер» есть мурал Покраса Лампаса, созданный им также совместно с Андреем Бергером. В этом году Покрас Лампас вернется к этому, уже знакомому для него зданию, как медиахудожник — его работа будет показана на диджитал-экране, установленном на фасаде.
Какие дополнительные импульсы дает фестиваль развитию медиаискусства в Нижнем Новгороде?
После того как фестиваль выстрелил в 2019 году и мы почувствовали сумасшедший интерес к происходящему, стало понятно, что необходимо развивать медиаискусство и за пределами Intervals. В 2021 году студия Dreamlaser открыла мультимедиа-арт-пространство «Цex*» в бывшем печатном цехе «Нижполиграфа» площадью 1 тыс. кв. м. Там на постоянной основе показывает сменяемую экспозицию: это коллективные и персональные выставки медиахудожников, тотальные инсталляции. Здесь происходят и междисциплинарные мероприятия, аудиовизуальные перформансы и концерты, театральные постановки с медиаоформлением.
Кроме того, после Intervals мэппинги и световые медиаинсталляции стали неотъемлемой частью городских праздников — в этом тоже активно участвуют Dreamlaser. Знаю, что образовательные инициативы на тему медиаарта постепенно появляются и в государственных нижегородских университетах, так что, вероятно, уже скоро здесь можно будет учиться на медиахудожников.