18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В «Царицыно» подготовили выставку «Невероятная Индия» о стране сокровищ и чудес

Индийский веер. 1850-1870 гг. Приобретен военным губернатором в Туркестане. Фото: ГЦЗ «Царицыно»
Индийский веер. 1850-1870 гг. Приобретен военным губернатором в Туркестане.
Фото: ГЦЗ «Царицыно»
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

В экспозиции представлены разнообразные экспонаты — от вполне ожидаемых картин Василия Верещагина и Николая Рериха до индийского костюма Майи Плисецкой и эскизов к мультфильмам «Золотая антилопа» и «Маугли»

За восемь лет это уже третья «восточная» выставка в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Вначале был «Воображаемый Китай» (2015–2016), затем «Пламень и нега Востока. Турецкая тема в русской культуре» (2017–2018), и вот на очереди Индия. Все три выставки не только об искусстве заявленных в названии стран, но и о том, каким образом Россия воспринимала своих далеких и близких восточных соседей. Как наши соотечественники отправлялись в путешествия «за три моря», какие мемуары они после этого писали, что привозили на родину из странствий и как под воздействием всего этого в культуре самой России возникали протуберанцы новой образности и смыслов.

Выставка «Невероятная Индия»  в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Зал «Познавая Индию: путешественники, коллекционеры, учёные». Фото: ГЦЗ «Царицыно»
Выставка «Невероятная Индия» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Зал «Познавая Индию: путешественники, коллекционеры, учёные».
Фото: ГЦЗ «Царицыно»

На выставку «Невероятная Индия» удалось собрать 400 экспонатов, созданных на протяжении 500 лет. Миниатюры из рукописи «Бабур-наме» (1590), живопись Василия Верещагина и Николая Рериха (вполне ожидаемые в данном контексте художники), работы Дмитрия Налбандяна и Василия Ватагина (авторы не столь очевидные), дореволюционные фотографии, эскизы к мультфильмам «Золотая антилопа», «Маугли» и «Рики-Тики-Тави», книги, ткани, индийский костюм Майи Плисецкой, подаренный ей в 1958 году Джавахарлалом Неру, и множество других разнообразных и непредсказуемых экспонатов.

Куратором проекта выступила кандидат искусствоведения Ольга Соснина, автором экспозиционного дизайна — Юлия Наполова (бюро PS Culture). В течение трех лет выставку готовила команда индологов, историков искусства, литературы, театра и кино. Экспонаты предоставили 19 российских музеев из Москвы, Екатеринбурга, Иванова, Санкт-Петербурга и Челябинска, две крупнейшие библиотеки страны — РГБ и РНБ, архивы древних актов (РГАДА) и кинофотодокументов (РГАКФД), а также частные коллекционеры. В декабре прошлого года музей-заповедник «Царицыно» провел презентацию проекта в «Русском доме» в Дели и собрал восторженные отзывы. Музей рассчитывает привлечь на выставку и живущих в России индийцев — весь этикетаж делается на русском и английском языках.

Василий Ватагин. «Бычок». 1920-е. Государственная Третьяковская галерея. Фото: ГЦЗ «Царицыно»
Василий Ватагин. «Бычок». 1920-е. Государственная Третьяковская галерея.
Фото: ГЦЗ «Царицыно»

Экспозиция состоит из восьми разделов. Преамбула, видеоинсталляция «Индия — земля древней мудрости и праведности», подготовлена на основе древних манускриптов, в частности средневекового русского издания «Слова о животных индейских» византийского купца Козьмы Индикоплова. Русские иллюстраторы придумывали образы животных, якобы населявших Индию, на основе их словесных портретов — так появились вепреслон, мраволев, ноздророг и прочие.

Большой зал посвящен коллекционерам. Индийским искусством интересовались такие выдающиеся собиратели, как Дмитрий Бурылин, Алексей Морозов, Петр Щукин. Имя первого сегодня носит Ивановский историко-краеведческий музей, откуда на выставку прислали роскошную секиру-бхудж, изготовленную в XIX веке. Большой вклад в коллекционирование внес цесаревич Николай, будущий Николай II, который провел в Индии 49 дней во время большого восточного путешествия 1890–1891 годов.

Малоизвестный факт: Индией многие годы интересовался Константин Бальмонт. Он начал учить санскрит задолго до того, как сумел побывать в стране своих грез в 1912 году. Два года спустя (и этому сюжету на выставке посвятили отдельный зал) Александр Таиров выбрал бальмонтовский перевод пьесы «Шакунтала» (вольный пересказ «Махабхараты» древнеиндийским драматургом Калидасой) для официального открытия Камерного театра. Декорации к спектаклю готовил Павел Кузнецов, красавицу Шакунталу играла Алиса Коонен. Как и положено авангардистам, Таиров с единомышленниками пытался, словами куратора Ольги Сосниной, «опрокинуть обветшавший ориентализм».

Выставка «Невероятная Индия»  в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Зал «Индия духа: искатели истины». Фото: ГЦЗ «Царицыно»
Выставка «Невероятная Индия» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Зал «Индия духа: искатели истины».
Фото: ГЦЗ «Царицыно»

Индийские сюжеты в русском балете — тема еще одного из разделов выставки: афиши, фото, эскизы костюмов. Существует немало сценических вариантов «Баядерки» (по мотивам той же «Шакунталы»), которую впервые поставил в 1877-м в Санкт-Петербурге Мариус Петипа. Менее известен еще один его балет об индийских богах и махараджах — «Талисман» (1899). В нем в разное время танцевали Матильда Кшесинская и Вацлав Нижинский. В Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства удалось найти фарфоровую скульптурку Нижинского в роли ведического бога ветра Ваю.

Советско-индийское культурное сотрудничество достигло апогея в ­1950–1980-х. Фильмы «Бродяга», «Зита и Гита», «Танцор диско» становились лидерами советского проката; выставки индийских искусств и ремесел гастролировали по СССР; творческие командировки советских художников в Индию были в порядке вещей. Результатом одной такой поездки стало монументальное полотно «Рынок в Джайпуре» Дмитрия Налбандяна, предоставленное на выставку Третьяковской галереей. 

Государственный музей-заповедник «Царицыно»
«Невероятная Индия. Взгляд из России»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+