18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мюнхенский, венский и берлинский сецессионы съехались в Берлин

Макс Курцвейл. «Дама в желтом». 1899. Фото: Birgit und Peter Kainz, Wien Museum
Макс Курцвейл. «Дама в желтом». 1899.
Фото: Birgit und Peter Kainz, Wien Museum
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Организаторы выставки исследуют истоки и развитие движения сецессионов на примере 220 произведений, созданных 80 художниками, среди которых за Мюнхен отвечает Франц фон Штук, за Вену — Густав Климт, а за Берлин — Макс Либерман

В начале 1890-х Мюнхен по праву мог претендовать на звание художественной столицы Центральной Европы. Здесь жили и творили создатели помпезных исторических полотен и парадных портретов. Казалось, этот бастион академических догматов, противостоящий ветру перемен из Франции, несокрушим. Но к 1892 году молодые, прогрессивные мюнхенские художники, сытые академизмом по горло, объединились и стали проводить собственные выставки. В ­1897-м примеру Мюнхена последовала Вена, а к ­1899-му, когда наступила очередь Берлина, в названии этого явления появилось латинское слово «сецессион» — оно стало синонимом искусства модернизма в германоязычной Европе.

Выставка в Старой национальной галерее в Берлине охватывает период приблизительно с 1890 года до начала Первой мировой войны. Организаторы исследуют истоки и развитие движения на примере 220 произведений, созданных в разных техниках 80 художниками, которые были связаны минимум с одной из трех групп сецессиона.

Дора Хитц. «Сбор вишни». 1905. Фото: Reinhard Saczevski/Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie
Дора Хитц. «Сбор вишни». 1905.
Фото: Reinhard Saczevski/Staatliche Museen zu Berlin, Nationalgalerie

Экспозиция «Сецессионы. Климт, Штук, Либерман» демонстрирует, как модернизм рывками продвигался от Парижа на восток. Центральное место на берлинской выставке занимает звезда венского Сецессиона Густав Климт. В экспозицию вошел ряд его самых знаменитых произведений, в том числе революционная картина 1901 года «Юдифь и Олоферн», на которой библейская героиня, напоминающая, скорее, античную Цирцею, держит в руках голову Олоферна в окружении флористических орнаментов. Созданный Климтом микс откровенной сексуальности, современной моды и нестандартной композиции и сегодня удивляет и волнует зрителей.

Помимо него, на выставке много внимания уделено берлинцу Максу Либерману, одному из ранних и преданных германских приверженцев импрессионизма, и мюнхенцу Францу фон Штуку, который на всю жизнь остался верен символизму.

Идея первой в своем роде выставки, на которой сопоставляются сходные тенденции в трех городах, принадлежит директору Старой национальной галереи Ральфу Глайсу. Экспозиция объединяет 14 картин и десятки рисунков и произведений печатной графики Климта. Большую часть предоставил Музей Вены. Выставка отправится туда в следующем году, чтобы, по словам Глайса, «показать Климта в более широком контексте». Директор берлинского музея рассказывает, что убедить европейских и американских владельцев произведений предоставить работы «было нетривиальной задачей» из-за очевидной эклектичности выставки.

Томас Теодор Гейне. Плакат к 3-й выставке Берлинского сецессиона. 1901. Фото: Dietmar Katz/Staatliche Museen zu Berlin, Kunstbibliothek
Томас Теодор Гейне. Плакат к 3-й выставке Берлинского сецессиона. 1901.
Фото: Dietmar Katz/Staatliche Museen zu Berlin, Kunstbibliothek

Нидерландский пейзаж Либермана «Загородный дом в Хилверсюме» (1901) и «Дома на Монмартре» (1898) немецкой импрессионистки Марии Славоны написаны приблизительно в то же время, что и «Юдифь». Но рядом с Климтом, первопроходцем нового века, оба смотрятся куда более консервативными и сдержанными, словно принадлежащими к середине — концу XIX столетия. Однако Глайс подчеркивает, что очень разных художников объединял сам факт того, что для Центральной Европы их подход был новаторским. «Движущей силой всех сецессионов, — говорит он, — было представление о том, что искусство должно быть новым».

Одни сецессионы способны порождать другие, и в завершающем разделе выставки посетители получают представление о том, что ждало это движение в будущем. В экспрессионистском плакате, который Макс Пехштейн создал для состоявшейся в Берлине в 1910 году первой выставки Нового сецессиона, который откололся от объединения, возникшего десятью годами раньше, царят еще более темные страсти, чем в «Юдифи и Олоферне»; здесь заметно и влияние примитивного искусства. А на плакате для аналогичной мюнхенской выставки авторства немецкого скульптора Эдвина Шарфа прослеживается влияние французского художника и скульптора Аристида Майоля, чей классицизм развился в Париже между двумя мировыми войнами в антимодернистское движение «возвращения к порядку».  

Старая национальная галерея
«Сецессионы. Климт, Штук, Либерман»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+