Вы заходите в старинный двухэтажный дом в центре города. Вас встречает приветливая дама, одетая в закрытое платье до пола. Это не то горничная, не то приживалка. Пока вы поднимаетесь по лестнице, она успевает рассказать, что «дедушка приболел», «Петька учудил», «хозяйка еще почивает», но «вы заходите, чувствуйте себя как дома». Войдя внутрь, вы оказываетесь в обстановке не самого богатого, но уютного купеческого гнезда. В кабинете на столе лежат разные вещицы. Горничная берет какие-то щипчики: «Голубушка, а это знаете, для чего? Вот, подержите! Для обрезания сигар? Нет! Ну что вы! Это нагар со свечей снимать. Да вы присядьте, не стесняйтесь. Дедушкин журнал полистайте, а я хозяйку проведаю». Обложка юмористического журнала «Будильник» украшена огромной карикатурой «Фантастическая сценка на скаковом кругу» с зеленым чудищем в центре с надписью по пузу «тотализаторъ» — сразу делается понятно, откуда растут ноги у советских карикатур из «Крокодила».
Познакомившись с новостями и рекламными объявлениями полуторавековой давности, вы отправляетесь дальше. Вас заводят в будуар хозяйки, где можно примерить кружевной чепчик или пелерину, потрогать баночки, а потом заглядываете и в спальню — там на высокой кровати мирно дремлет красивая женщина. Вот она просыпается, зовет служанку — а вы подглядываете за сложным утренним туалетом купчихи и подслушиваете их разговоры, заглушаемые трелями канарейки по имени Лимончик. И такая обычная жизнь происходит во всем доме, а вы можете ее просто наблюдать или — и это сенсационное новшество — можете сами превратиться в коломенских купцов и прожить здесь целые сутки, следуя степенному распорядку 1890 года: принимая гостей, распоряжаясь по хозяйству, обедая и ужиная в большой столовой.
Как рассказывают создатели «Дома Сурановых» (а это новый проект Центра познавательного туризма «Коломенский посад»), идея такого музея «с погружением» возникла почти спонтанно. Сначала планировалось расширить находящийся по соседству Музей коломенской пастилы, столь популярный, что в выходные дни там стали образовываться очереди. Но выяснилось, что здание, переданное в управление центру для этих целей губернатором Московской области Андреем Воробьевым, имеет свою собственную интересную историю и, более того, потомки его прежних жильцов сохранили множество подлинных предметов. Например, расписанные вручную керамические блюда. Их автор, Василий Иванович Суранов (тот самый «дедушка»), на старости лет стал художником и мастером резьбы по кости.
Сурановы — известная купеческая фамилия Коломны XVIII–XIX веков. В эту династию входил, например, Федор Суранов — не только купец, но и писатель и книгоиздатель. К нему в Коломну приезжал Николай Новиков — знаменитый журналист XVIII века, просветитель и масон. Дом 13 по улице Посадской был построен в 1799 году другим семейством, Посохиными, и в 1859 году перешел во владение Сурановых, которые жили в нем до 1920–1930-х годов. (По одной из версий, устрашившись судьбой своего соседа, писателя Бориса Пильняка, который был расстрелян в 1938 году, они бежали от репрессий в глухую деревню.) Потом в доме были всякие учреждения, а после реставрации (здание — объект культурного наследия регионального значения) в нем реконструировали обстановку жизни купеческой семьи на конец XIX века.
По словам генерального директора АНО «Коломенский посад» Натальи Никитиной, к решению остановиться на этом времени подтолкнула находка в местном архиве — книга меню, расписанных на целый 1890 год. Гастрономический аспект очень важен для проектов «Коломенского посада», успех которого начался именно с восстановления в 2008 году старинной рецептуры яблочной пастилы.
Коломенский центр познавательного туризма «Коломенский посад» ставит своей целью комплексное развитие исторической территории города. Он занимается социокультурными исследованиями, приспособлением исторических домов под новые функции (музеи, центры гостеприимства, арт-резиденции, кафе, образовательные центры), восстановлением традиционных производств и ремесел. В числе проектов центра — Музей истории со вкусом «Коломенская пастила» (2009), музей-резиденция «Арт-коммуналка. Ерофеев и другие» (2011), музей «Калачная» (2013), Музей-навигатор (2016), литературное кафе «Лажечников» (2017), музей-лаборатория «Шелковая фабрика» (2019). Центр также является организатором ежегодного Международного яблочно-книжного фестиваля (с 2011), который проходит при поддержке Министерства культуры и туризма Московской области.
Проект «Жизнь коломенская» в «Доме Сурановых» был реализован на грант Президентского фонда культурных инициатив, над ним работала большая команда: автор концепции Дмитрий Ойнас, художник Юлия Брагина, режиссер Дарья Казеева, музейный проектировщик Надежда Максимова и многие другие. За вдохновением они ездили в Лондон, в Дом Денниса Сиверса, уже несколько десятилетий предлагающий публике аттракцион с погружением в атмосферу особняка XVIII века, хозяева которого как будто вышли на минутку: горит камин, на столике лежит недоеденный кусок хлеба, кровать под балдахином не убрана, неверный свет свечей выхватывает лица на фамильных портретах, раздаются странные звуки, пахнет сыростью. У посетителей отбирают телефоны и просят сохранять молчание и проскальзывать по комнатам, словно тени. Но, в отличие от лондонского дома, основанного на мистификации (якобы обитающая там семья гугенотов была полностью вымышлена Деннисом Сиверсом), в Коломне все основано на документах и свидетельствах и воссоздает жизнь реально существовавших людей.
Первым подходом коломенских культуртрегеров к этому формату можно считать «Арт-коммуналку. Ерофеев и другие», где создана обстановка среднестатистической советской коммунальной квартиры начала 1960-х годов. Выяснилось, что в этом доме был гастроном, где в 1963 году стал работать грузчиком будущий великий писатель Венедикт Ерофеев, поэтому и решено было сосредоточиться на этой эпохе.
Можно вспомнить и спектакль-экскурсию «Красный вольфрам» по московскому электрозаводу, придуманную несколько лет назад культурологом Сергеем Никитиным-Римским. Документальные истории немецких специалистов, приехавших в СССР производить электрические лампочки в 1920-е годы, были разложены по ролям, которые раздавались зрителям, произносившим реплики от лица своих персонажей. Найдутся и другие примеры подобных иммерсивных экскурсий, но в «Доме Сурановых» впервые этот формат разработан столь основательно и детально.
Предлагается три варианта посещения дома. Получасовой «Вне игры» — вы самостоятельно бродите по дому, заглядывая в его уголки. Гостевой визит «На игре» (90 минут) включает знакомство с одним из его обитателей: гувернанткой, горничной или дядькой-денщиком, которые проведут вас по дому, рассказывая об обычаях и традициях семьи и угостят местными лакомствами. Наконец, третий вариант — «Не игра» (30 часов) — рассчитан на семьи до пяти человек, включая бабушек и дедушек, готовых пройти инструктаж по 16 темам от девяти экспертов, чтобы войти в роли, и, спрятав в сейф мобильники и облачившись в соответствующую одежду, полностью погрузиться в купеческий быт и распорядок жизни.
Дом представят публике на XI Яблочно-книжном фестивале, который состоится в Коломне в выходные 2–3 сентября, а с 8 сентября он будет открыт для посещения. Судя по тому, что за последнее десятилетие Коломна, во многом благодаря энергичной деятельности «Коломенского посада», превратилась в модный у туристов город (сейчас ее посещает до 1,5 млн человек в год), можно предполагать, что и очередная творческая затея найдет признание у гостей старинного города.