18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Три парки» снова прядут свою нить в Ораниенбауме

Себастьяно Маццони. «Три парки». Фрагмент. Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Себастьяно Маццони. «Три парки». Фрагмент.
Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

В Картинный дом знаменитого музея под Петербургом вернулась работа выдающегося венецианского мастера XVII века Себастьяно Маццони. В ходе реставрации полностью подтвердилось его авторство, вызывавшее раньше некоторые сомнения

После реставрации, которая продолжалась почти полгода, полотно «Три парки» Себастьяно Маццони (1611–1678) возвратилось в музей «Картинный дом» в Ораниенбауме. В ходе реставрации была подтверждена атрибуция картины, сделанная ранее специалистами Государственного Эрмитажа.

Произведение входило в коллекцию «Картинного дома», которую собирал великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. «Это большое событие для всего нашего музея, — считает Елена Бортникова, заместитель генерального директора по учету и хранению Государственного музея-заповедника «Петергоф», в состав которого включен Ораниенбаум. — Сейчас в „Картинном доме“ представлено всего пять произведений из исторической коллекции Петра III, и теперь „Три парки“ снова на своем месте. У нас не было возможности провести такую кропотливую реставрацию, и эта работа станет важной частью по восстановлению всей коллекции».

Одна из жемчужин коллекции Петра III возвращена на свое историческое место. Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Одна из жемчужин коллекции Петра III возвращена на свое историческое место.
Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"

Картиной занимались специалисты Художественно-реставрационной группы «АртСтудия» под руководством Павла Мукина. В течение нескольких месяцев они выполнили техническую реставрацию, заменили подрамник, а также провели регенерацию, сделали тоньше и выровняли пожелтевшую лаковую пленку, удалили старые реставрационные тонировки и более поздние записи. Благодаря этому авторский красочный слой вновь приобрел характерный для венецианской живописи сияющий, жемчужный колорит.

Одним из важнейших итогов проведенной реставрации стало обнаружение фрагмента авторской подписи, о существовании которой не было известно специалистам: в левом нижнем углу проявились последние буквы фамилии [MAZZ]ONI. В разные времена полотно приписывалось и Тинторетто, и Карло Чиньяни, художнику XVII века. «Атрибуцию этой работы я проводила еще 12 лет назад, — рассказала нашему изданию Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, хранитель венецианской живописи XV–XVIII веков. — Авторство было установлено, и реставрация лишь подтвердила мои исследования». Это вторая картина Маццони в России, еще одна входит в коллекцию ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве.

Авторский красочный слой полотна вновь приобрел характерный для венецианской живописи сияющий, жемчужный колорит. Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"
Авторский красочный слой полотна вновь приобрел характерный для венецианской живописи сияющий, жемчужный колорит.
Фото: Государственный музей-заповедник "Петергоф"

По мнению искусствоведов, очень важна дата, указанная на полотне, — 1669 год. До сих пор лишь одна работа художника имела такую же датировку, так как в последние десять лет жизни он почти не писал. Произведений Маццони в мире сохранилось не очень много, большая их часть находится в Венеции. Он был человеком разносторонне одаренным: писал стихи, работал и как архитектор. Палаццо Моро-Лин (венецианский дворец в сестьере Сан-Поло) Маццони построил для своего коллеги Пьетро Либери.

Коллекцию «Картинного дома» составлял лично Петр Федорович, это было одно из крупнейших частных собраний искусства в России XVIII века. «Три парки» великий князь приобрел в 1746 году. Вступившая на престол Екатерина II буквально разорила «Картинный дом», передав многие произведения в Академию художеств, откуда они позже попали в Эрмитаж и другие музеи. Сейчас в Эрмитаже идет реставрация еще одной работы из коллекции «Картинного дома» — «Пира Ирода» кисти Сильвестро Манаиго. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+