После реставрации, которая продолжалась почти полгода, полотно «Три парки» Себастьяно Маццони (1611–1678) возвратилось в музей «Картинный дом» в Ораниенбауме. В ходе реставрации была подтверждена атрибуция картины, сделанная ранее специалистами Государственного Эрмитажа.
Произведение входило в коллекцию «Картинного дома», которую собирал великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. «Это большое событие для всего нашего музея, — считает Елена Бортникова, заместитель генерального директора по учету и хранению Государственного музея-заповедника «Петергоф», в состав которого включен Ораниенбаум. — Сейчас в „Картинном доме“ представлено всего пять произведений из исторической коллекции Петра III, и теперь „Три парки“ снова на своем месте. У нас не было возможности провести такую кропотливую реставрацию, и эта работа станет важной частью по восстановлению всей коллекции».
Картиной занимались специалисты Художественно-реставрационной группы «АртСтудия» под руководством Павла Мукина. В течение нескольких месяцев они выполнили техническую реставрацию, заменили подрамник, а также провели регенерацию, сделали тоньше и выровняли пожелтевшую лаковую пленку, удалили старые реставрационные тонировки и более поздние записи. Благодаря этому авторский красочный слой вновь приобрел характерный для венецианской живописи сияющий, жемчужный колорит.
Одним из важнейших итогов проведенной реставрации стало обнаружение фрагмента авторской подписи, о существовании которой не было известно специалистам: в левом нижнем углу проявились последние буквы фамилии [MAZZ]ONI. В разные времена полотно приписывалось и Тинторетто, и Карло Чиньяни, художнику XVII века. «Атрибуцию этой работы я проводила еще 12 лет назад, — рассказала нашему изданию Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, хранитель венецианской живописи XV–XVIII веков. — Авторство было установлено, и реставрация лишь подтвердила мои исследования». Это вторая картина Маццони в России, еще одна входит в коллекцию ГМИИ имени А.С.Пушкина в Москве.
По мнению искусствоведов, очень важна дата, указанная на полотне, — 1669 год. До сих пор лишь одна работа художника имела такую же датировку, так как в последние десять лет жизни он почти не писал. Произведений Маццони в мире сохранилось не очень много, большая их часть находится в Венеции. Он был человеком разносторонне одаренным: писал стихи, работал и как архитектор. Палаццо Моро-Лин (венецианский дворец в сестьере Сан-Поло) Маццони построил для своего коллеги Пьетро Либери.
Коллекцию «Картинного дома» составлял лично Петр Федорович, это было одно из крупнейших частных собраний искусства в России XVIII века. «Три парки» великий князь приобрел в 1746 году. Вступившая на престол Екатерина II буквально разорила «Картинный дом», передав многие произведения в Академию художеств, откуда они позже попали в Эрмитаж и другие музеи. Сейчас в Эрмитаже идет реставрация еще одной работы из коллекции «Картинного дома» — «Пира Ирода» кисти Сильвестро Манаиго.