18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Эрмитаже наступила эпоха рыцарства длиною в полтысячелетия

Доспех. Фрагмент. 1585‒1590. Германия, Аугсбург. Мастер Антон Пеффенгаузер. Фото: Государственный Эрмитаж
Доспех. Фрагмент. 1585‒1590. Германия, Аугсбург. Мастер Антон Пеффенгаузер.
Фото: Государственный Эрмитаж
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

Без малого 400 экспонатов, созданных в XII–XIX веках и выставленных сейчас в Николаевском зале Зимнего дворца, рассказывают о культуре и искусстве Средневековья и о том, какое влияние они оказывали на потомков

Государственный Эрмитаж открыл новую версию проекта, который был представлен в 2021 году в центре «Эрмитаж-Амстердам». «Нашей задачей было показать высокое искусство Средних веков с его благородной культурой, оказавшей сильное влияние на искусство XIX века», — поясняет один из кураторов выставки Юрий Ефимов.

В Николаевском зале Зимнего дворца собрано почти 400 произведений искусства из Эрмитажа, созданных в XII–XIX веках на европейских просторах от Лиможа до села Данилково. Единственный гость на выставке — картина Ораса Верне «Царскосельская карусель» из Государственного музея-заповедника «Царское Село». Это важное мемориальное произведение: Николай I, который ввел в России моду на средневековое искусство, показан на нем в рыцарских доспехах начала XVI века. Царь надел их на турнир, который проводился в 1842 году. Николай жаловался на то, что уставал от многодневных репетиций больше, чем от десятичасовых военных маневров. Турнир произвел сильное впечатление на современников. Сами доспехи показаны рядом — действительно, вещь красивая, но весьма тяжелая.

Доспех максимилиановский. Первая четверть XVI в. Германия, Нюренберг.  Фото: Государственный Эрмитаж
Доспех максимилиановский. Первая четверть XVI в. Германия, Нюренберг.
Фото: Государственный Эрмитаж

Первым российским рыцарем был великий магистр Мальтийского ордена император Павел I, поэтому выставка начинается с его меморий. Роскошный трон с белым мальтийским крестом на спинке создан по рисунку архитектора Джакомо Кваренги для Мальтийской капеллы в Петербурге. По соседству с эскизами интерьеров капеллы показан белый жилет с мальтийским крестом, который по распоряжению Павла был добавлен к военному мундиру одного из корпусов русской армии.

Идейный центр проекта — три шедевра прикладного искусства, специально перенесенные на выставку из Особой кладовой Эрмитажа.

Знаменитый Фрайбургский крест — этот реликварий был создан в конце XIII века немецкими мастерами и поражает знатоков совершенством искусства выколотки из золота (фигура Христа) и позолоченного серебра (фигуры Богоматери, Иоанна Богослова и все остальные); кроме того, он украшен камеями и драгоценными камнями. Крест поступил в Эрмитаж после того, как Александр III приобрел коллекцию русского парижанина Александра Базилевского. Царь был равнодушен к Средневековью, но заботился о приращении культурных ценностей.

Процессионный крест святого Трудперта (Фрайбургский крест). Фрагмент. Последняя четверть XIII в. Верхний Рейн, Страсбург. Фото: Государственный Эрмитаж
Процессионный крест святого Трудперта (Фрайбургский крест). Фрагмент. Последняя четверть XIII в. Верхний Рейн, Страсбург.
Фото: Государственный Эрмитаж

Не уступает кресту в известности так называемый реликварий в виде фигуры дьякона, созданный в конце XII века. Он изображает святого Стефана (Этьена), которого язычники побили камнями; мощи хранились в книге, что находится в руках святого.

Монстранц (реликварий, предназначенный для демонстрации верующим во время службы) в виде готического храма изготовил в 1474 году мастер Ганс Рисенберг в Эстонии. Как рассказала сокуратор выставки Екатерина Некрасова-Щедринская, история создания этого предмета хорошо прослеживается по архивным документам: был применен метод краудфандинга, прихожане с трудом набрали требуемую сумму, а потом началась Реформация и изысканное серебряное изделие перестали использовать в церковных службах; в начале XVIII века местные власти подарили монстранц Петру I — так он попал в Кунсткамеру.

Вокруг «золотого трио» помещены образцы разнообразной культуры Средневековья. Арматуры из старинных рыцарских доспехов: алебарды, ронсоны, глефы и другие виды древкового оружия — своими абрисами перекликаются с иллюстрациями манускрипта «Роман о Розе» — аллегорического куртуазного романа в стихах поэтов XIII века Гийома де Лорриса и Жана де Мёна. Эрмитажная книга относится к XV столетию.

Василий Верещагин. «Комната в доме А. П. Базилевского в Париже». 1870. Фото: Государственный Эрмитаж
Василий Верещагин. «Комната в доме А. П. Базилевского в Париже». 1870.
Фото: Государственный Эрмитаж

Подлинные доспехи того же времени стали основой реконструкции «Посвящение в рыцари». Она сооружена по мотивам рисунка художника Алоизия Рокштуля 1860-х годов, сделанного в царскосельском Арсенале, где демонстрировалась подобная сцена. Рядом замечательно смотрится ларец, украшенный резьбой по слоновой кости с изображениями сцен из романа «Тристан и Изольда».

Другая инсталляция, изображающая состязание двух конных рыцарей, дополнена щитом от арбалетных стрел — павезой, образцами шлемов разных веков — как боевых, так и турнирных, то есть, говоря современным языком, спортивных.

Мостом из Средневековья в XIX век служит коллекция лиможских «пискид» — коробочек для украшений. Как пояснила Екатерина Некрасова-Щедринская, они принадлежали великой княгине Марии Николаевне, дочери Николая I, знавшей толк в лиможских эмалях.

Впрочем, культура Средневековья проникла не только в царские резиденции XIX века, но и в самую гущу русского народа. Тому доказательство — поднос из папье-маше, созданный в 1840-е годы на фабрике Петра и Александра Лукутиных. Два смешных рыцаря, больше похожих на мушкетеров Дюма, пристально смотрят в стрельчатое окно скромного замка с башенкой. Не иначе, в нем должна появиться Изольда.  

Государственный Эрмитаж
«Цари и рыцари. Роман со Cредневековьем»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+