18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Фестиваль современного искусства «Аланика» заговорил «На другом языке»

Лилия Баронова. «Право поэта». 2023. Фото: Софья Багдасарова/TANR
Лилия Баронова. «Право поэта». 2023.
Фото: Софья Багдасарова/TANR
№113, июль-август 2023
№113
Материал из газеты

В четырех республиках Северного Кавказа уже в 16-й раз проходит событие, ради которого стоит взять напрокат автомобиль и провести арт-отпуск, совмещая приятное с прекрасным, а веселое — с проникновенным

Фестиваль современного искусства «Аланика» был учрежден Северо-Кавказским филиалом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина еще в ту пору, когда он был частью Государственного центра современного искусства. Сейчас он проходит уже в 16-й раз, что в наши нестабильные времена почти рекорд и говорит о сложившихся традициях и четкой стилистике проекта. Темой очередного фестиваля был избран девиз «На другом языке», под которым организаторы понимают и метафору языкового разнообразия мира, которая в контексте Северного Кавказа весьма актуальна, и другое мнение, другое описание мира, другое переживание окружающего.

Художники — участники проекта должны были придумать что-то, объединяющее различные культуры, в первую очередь народов, обитающих на этих территориях. Традиционная площадка фестиваля — музеи и галереи Северной Осетии, однако на этот раз к ним прибавились и соседние земли: Дагестан, Чечня и Карачаево-Черкесия.

Диана Шлиман. «Идауæг». Фото: Софья Багдасарова/TANR
Диана Шлиман. «Идауæг».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Хотя один из проектов — «Право поэта» Лилии Бароновой — показан в резиденции филиала во Владикавказе, лейтмотивом фестиваля стал совсем иной подход. Все остальные инсталляции и новые медиа интегрированы в небольшие, если не сказать крохотные, музеи Северного Кавказа, разбросанные по далеким и даже труднодоступным уголкам региона. Например, в народный музей Задалески Нана (на самом деле это скорее святилище местночтимой праматери, чем музей), где представлен взывающий к архетипическим сновидениям гигантский войлочный ангел Дианы Шлиман «Идауæг». Из Владикавказа туда надо ехать около 100 км на юго-запад, причем большая часть дороги проходит по головокружительно красивым горным кручам.

Кажется, что организаторы фестиваля поставили себе задачу создать увлекательный автомобильный маршрут для любителей современного искусства, задумавших провести отпуск на Кавказе. Осмотр всех проектов — участников фестиваля (их восемь) создает в голове удивительную картину смешения различных эпох, причем наши современники выступают как очень сильные авторы. Вернее, современницы: все проекты, за исключением одного, выполнены художниками-женщинами. Помимо московских авторов, это группа «Нежные бабы» из Калининграда, Катя Гущина из Нижнего Новгорода, Зульфия Камалова из Казани, Эдуард Кубенский из Екатеринбурга и София Меликова из Санкт-Петербурга. Более того, когда Диана Шлиман в рамках арт-резиденции работала над своим «Идауæгом», к ней в валянии войлока добровольно присоединились местные жительницы, ненароком превратив создание современного арт-объекта в акт коллективного народного ремесленного творчества (и придав архетипичности этого объекта дополнительное измерение).

Катя Гущина. «Толстой возвращается в станицу». Фото: Софья Багдасарова/TANR
Катя Гущина. «Толстой возвращается в станицу».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

Выставки открывались волнами: несколько в конце апреля, по одной в мае и июне, и, наконец, два вернисажа осталось на июль. Галина Тебиева, директор Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. Пушкина, ответила: «Мы счастливы объявить, что все эти проекты так понравились музеям, где они разместились, что дат официального закрытия больше нет, они стали частью постоянной экспозиции».

Сотрудничество с малыми музеями было одной из главных задач при подготовке фестиваля, кураторами которого стали руководитель Государственного музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева и Анна Щербакова. Сначала они создали базу данных музеев Северного Кавказа. Чтобы увидеть некоторые, пришлось намотать немало километров. Один из наиболее пора­зивших их — дагестанский Палеонтологический музей селения Нижние Чугли, созданный в уникальной геологической локации, полной древних окаменелостей, одним-единственным энтузиастом Омаром Хаписовым. Этот музей «на дому», на частной территории, в итоге стал филиалом Куппинского музея палеонтологии, археологии и краеведения. В рамках фестиваля он принял проект Зульфии Камаловой «Вглубь».

Милана Батиева, Сабина Байсарова.  «Коста. Память ускользающая и вечная». Фото: Софья Багдасарова/TANR
Милана Батиева, Сабина Байсарова. «Коста. Память ускользающая и вечная».
Фото: Софья Багдасарова/TANR

После того как каталог местных музеев был создан, а для их работников проведен обучающий семинар, для участия в фестивале было отобрано восемь подходящих мест. Затем по результатам опен-колла были выбраны современные художники, которые отправились в предназначенные им локации, чтобы, пожив там в арт-резиденциях, проникнуться духом места и создать правильные проекты. И выражение «проникнуться духом» тут как нельзя более подходящее. Например, арт-группе «Нежные бабы» достался Музей защитников Суарского ущелья — ныне наполненное тишиной и туманами место страшного сражения времен Великой Отечественной войны. Но героями их видео-арта «Ничего не было видно, и оставалось прислушиваться» в первую очередь стали не мужчины-воины, а местные жительницы, в предрассветном мраке убегавшие в леса с младенцами на руках. Чтобы поместить этот проект в стены музея, пришлось переделать старую экспозицию, посвященную многодетным матерям героев войны. Интеграция была сделана так бережно, что в итоге сельчане остались довольны — а посетители музея, стоящего в прекрасном прохладном саду, полном могил, действительно ощущают, как призраки ходят мимо. 


Проекты фестиваля

Арт-группа «Нежные бабы»
«Ничего не было видно, и оставалось прислушиваться»
Музей защитников Суарского ущелья, селение Майрамадаг, Республика Северная Осетия — Алания

Милана Батиева, Сабина Байсарова
«Коста. Память ускользающая и вечная»
Мемориальный дом-музей К.Л.Хетагурова, селение Нар, Республика Северная Осетия — Алания

Лилия Баронова
«Право поэта»
Мемориальный дом-музей К.Л.Хетагурова, город Владикавказ, Республика Северная Осетия — Алания

Диана Шлиман
«Идауæг»
Музей Задалески Нана, селение Задалеск, Республика Северная Осетия — Алания

Катя Гущина
«Толстой возвращается в станицу»
Литературно-этнографический музей Л.Н.Толстого, станица Старогладовская, Чеченская Республика

София Меликова
«Шарвили»
Ахтынский историко-краеведческий музей, селение Ахты, Республика Дагестан

Зульфия Камалова
«Вглубь»
Палеонтологический музей селения Нижние Чугли, селение Нижние Чугли, Республика Дагестан

Эдуард Кубенский
«Цветы»
Музей — памятник защитникам перевалов Кавказа, поселок Орджоникидзевский, Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия — Алания, Республика Дагестан, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика
Международный фестиваль современного искусства «Аланика»
Постоянная экспозиция
www.alanicafest.art
До января 2025

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+