18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий

«Полифил, убегающий от дракона». Ксилография из «Гипнэротомахии Полифила» (1499). Фото: Глеб Анфилов/Издательский дом «Лингва-Ф
«Полифил, убегающий от дракона». Ксилография из «Гипнэротомахии Полифила» (1499).
Фото: Глеб Анфилов/Издательский дом «Лингва-Ф
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение

Один из популярных сетевых мемов про изобразительное искусство представляет собой текст «Каждый раз, как кто-нибудь говорит, что не понимает современное искусство, мне хочется спросить: а что, вы Ренессанс, что ли, понимаете?», помещенный на фрагмент картины Иеронима Босха. Если всерьез, то любой, кто действительно пытался перейти на более глубокий уровень понимания искусства эпохи Возрождения, с этим вопросом согласится.

Почему в «Любви небесной и Любви земной» Тициана одетая женщина олицетворяет плотскую страсть, а голая — наоборот, возвышенную? Почему в «Весне» Боттичелли главная героиня, стоящая по центральной оси картины, — не Весна, а богиня Венера? Почему между фигурами «Послов» Гольбейна лежит лютня? Ответы на подобные вопросы требуют огромной эрудиции и у новичка порой вызывают интеллектуальный ужас.

Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство  ХV-ХVII веков». Москва: Лингва-Ф, 2023. 440 с.
Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство ХV-ХVII веков». Москва: Лингва-Ф, 2023. 440 с.

На русском языке сводных трудов по иконографии немного, и тем отраднее приветствовать исследование «Скрытые смыслы» авторства Марии Демидовой, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания. Ее труд представляет собой обзор четырех главных текстов, питавших аллегорическое мышление художников эпохи Возрождения. Это «Иероглифика» Гораполлона, «Гипнэротомахия Полифила» Франческо Колонны, «Книга эмблем» Андреа Альчато и «Иконология» Чезаре Рипы. Первый из них — античный, обретший новую актуальность в конце XV века, три других создавались в XV–XVI веках, становясь преемниками друг друга и попеременно подхватывая эстафету популярности. По словам автора, это первый в мире совокупный анализ всех четырех трактатов одновременно. Такой подход позволяет показать преемственность этой системы мышления и ее воздействия на искусство.

Книга не является «букварем» аллегорий, прямо пересказывающим бесчисленные сюжеты четырех трактатов — за этим все-таки следует обращаться к их отдельным зарубежным изданиям. Автор описывает лишь ключевые символы каждого из них (например, легендарного слона с обелиском или трехголовых людей), показывая их приложение к произведениям Дюрера, Тициана, Брейгеля и многих других. Книга становится увлекательным путеводителем по тому, как изменялся именно глобальный подход творцов к использованию различных систем аллегорий на протяжении веков и в разных странах. От этого в давно знакомых шедеврах живописи появляется не то что двойное дно, а, скорее, провал, устремляющийся в бесконечность.

Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство ХV-ХVII веков».
Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство ХV-ХVII веков».

Отдельно приятно, что есть послесловие, рассказывающее о том, что случилось с этой иконографией в эпоху барокко и классицизма, каков был финал ренессансных интеллектуальных игр.

И кстати, между послами Гольбейна лежит лютня с порванной струной, потому что соглашения с союзниками надо поддерживать, как струны, в целости. Иначе получится какофония. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+