18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий

«Полифил, убегающий от дракона». Ксилография из «Гипнэротомахии Полифила» (1499). Фото: Глеб Анфилов/Издательский дом «Лингва-Ф
«Полифил, убегающий от дракона». Ксилография из «Гипнэротомахии Полифила» (1499).
Фото: Глеб Анфилов/Издательский дом «Лингва-Ф
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение

Один из популярных сетевых мемов про изобразительное искусство представляет собой текст «Каждый раз, как кто-нибудь говорит, что не понимает современное искусство, мне хочется спросить: а что, вы Ренессанс, что ли, понимаете?», помещенный на фрагмент картины Иеронима Босха. Если всерьез, то любой, кто действительно пытался перейти на более глубокий уровень понимания искусства эпохи Возрождения, с этим вопросом согласится.

Почему в «Любви небесной и Любви земной» Тициана одетая женщина олицетворяет плотскую страсть, а голая — наоборот, возвышенную? Почему в «Весне» Боттичелли главная героиня, стоящая по центральной оси картины, — не Весна, а богиня Венера? Почему между фигурами «Послов» Гольбейна лежит лютня? Ответы на подобные вопросы требуют огромной эрудиции и у новичка порой вызывают интеллектуальный ужас.

Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство  ХV-ХVII веков». Москва: Лингва-Ф, 2023. 440 с.
Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство ХV-ХVII веков». Москва: Лингва-Ф, 2023. 440 с.

На русском языке сводных трудов по иконографии немного, и тем отраднее приветствовать исследование «Скрытые смыслы» авторства Марии Демидовой, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания. Ее труд представляет собой обзор четырех главных текстов, питавших аллегорическое мышление художников эпохи Возрождения. Это «Иероглифика» Гораполлона, «Гипнэротомахия Полифила» Франческо Колонны, «Книга эмблем» Андреа Альчато и «Иконология» Чезаре Рипы. Первый из них — античный, обретший новую актуальность в конце XV века, три других создавались в XV–XVI веках, становясь преемниками друг друга и попеременно подхватывая эстафету популярности. По словам автора, это первый в мире совокупный анализ всех четырех трактатов одновременно. Такой подход позволяет показать преемственность этой системы мышления и ее воздействия на искусство.

Книга не является «букварем» аллегорий, прямо пересказывающим бесчисленные сюжеты четырех трактатов — за этим все-таки следует обращаться к их отдельным зарубежным изданиям. Автор описывает лишь ключевые символы каждого из них (например, легендарного слона с обелиском или трехголовых людей), показывая их приложение к произведениям Дюрера, Тициана, Брейгеля и многих других. Книга становится увлекательным путеводителем по тому, как изменялся именно глобальный подход творцов к использованию различных систем аллегорий на протяжении веков и в разных странах. От этого в давно знакомых шедеврах живописи появляется не то что двойное дно, а, скорее, провал, устремляющийся в бесконечность.

Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство ХV-ХVII веков».
Мария Демидова. «Скрытые смыслы. Становление символических систем Ренессанса и западноевропейское изобразительное искусство ХV-ХVII веков».

Отдельно приятно, что есть послесловие, рассказывающее о том, что случилось с этой иконографией в эпоху барокко и классицизма, каков был финал ренессансных интеллектуальных игр.

И кстати, между послами Гольбейна лежит лютня с порванной струной, потому что соглашения с союзниками надо поддерживать, как струны, в целости. Иначе получится какофония. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+