Фонд культуры «Екатерина», Москва
Андрей Филиппов — одна из главных звезд молодого перестроечного искусства СССР, легенда московской арт-сцены 1980-х годов, «младоконцептуалист», автор акции «Риму — Рим» и многое, многое другое. Его работы часто расценивались как соц-арт, но со временем стало понятно, что он все больше тяготеет к метафизике, далекой от злободневности. В прошлом году он скончался в возрасте 63 лет. Посвященная ему выставка в фонде «Екатерина» — это около 80 произведений из собраний фонда и семьи художника, а также из частных коллекций. По словам куратора Елены Куприной-Ляхович, это ни в коем случае не ретроспектива-резоне, но первое приближение к ней, попытка взглянуть на творчество Андрея Филиппова, акцентировав его «романтическую составляющую». Создателям выставки удалось найти редкие ранние работы Филиппова. Также будет показана последняя работа художника — инсталляция 2022 года «Мене, текел, фарес».
20 сентября — 19 ноября 2023 года
Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Музей Фаберже и Культурно-исторический фонд «Связь времен» разместят проект в новом выставочном пространстве музея — недавно отреставрированном крыле особняка Нарышкиных — Шуваловых. На выставке будет показано около 200 произведений. Это картины Бориса Григорьева, собиранием которых фонд занимался последние десять лет и никогда не показывал широкой публике. Мы увидим грандиозное полотно «Ревизор», цикл иллюстраций к роману «Братья Карамазовы», над которым художник работал в течение 19 лет, и многое другое. Все это будет дополнено более известными картинами из госмузеев.
22 сентября 2023 года — 28 января 2024 года
Центр «Зотов», Москва
После двух гигантских экспозиций, посвященных конструктивизму, Центр «Зотов», похоже, сделает что-то более камерное и нежное. Выставка «Родченко. Личное», собранная совместно со Still Art Foundation, фондом «Мира» и семьей художника, показывает великого авангардиста как живого человека. На выставке будут представлены фотографии из разных серий 1920–1930-х годов, в том числе легендарные. Кураторы условно разбили экспозицию на несколько разделов: «Город», «Репортаж», «ВХУТЕМАС», «Мастерская» и «Семья». Сопровождать историю творческого пути Александра Родченко и его главные работы будут личные вещи, отрывки из дневников и воспоминания соратников художника.
22 сентября 2023 года — 28 января 2024 года
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва
Большой проект пройдет в музее, о создании которого хлопотал Алексей Щусев и занимался реставрацией усадьбы Талызиных, которая до сих пор остается главным зданием музейного комплекса. Понятно, что 150-летний юбилей человека, имя которого носит сейчас Музей архитектуры, надо отпраздновать со всем великолепием и почтением. На выставке будет показано более 200 выполненных Щусевым проектов — как осуществленных, так и оставшихся только на бумаге. Поскольку Алексей Щусев успешно работал и до революции, и после, его масштабное наследие разделили примерно на две категории. В Анфиладе покажут проекты гражданской архитектуры (и жилые дома, и Казанский вокзал), в Аптекарском приказе — храмовое зодчество (Марфо-Мариинская обитель, Русское подворье в Бари и прочее). Архитектурные экспонаты будут дополнены живописными работами, архивными фотографиями, хроникой и личными вещами Щусева. Дизайном экспозиции занимаются Сергей Чобан и Александра Шейнер.
4 октября 2023 года — 21 января 2024 года
Еврейский музей и центр толерантности, Москва
Человек, который описал будущий ХХ (да, наверное, и XXI) век, не мог не повлиять на изобразительное искусство. Кроме того, большое количество художников-современников, в особенности, конечно, сюрреалисты и экспрессионисты, индуцировалось эпохой и мыслило аналогично. Проект Еврейского музея и центра толерантности проводит параллели между Кафкой и визуальным. Из государственных музеев, а также из весьма важных частных коллекций на выставку прибудут работы таких иностранных и советских авторов, как Макс Бекман, Фрэнсис Бэкон, Борис Голополосов, Сальвадор Дали, Джорджо де Кирико, Людвиг Кирхнер, Оскар Кокошка, Казимир Малевич, Соломон Никритин, Хаим Сутин и другие. Архитектура выставки будет устроена так, что зритель получит возможность прогуляться по трем разным маршрутам сквозь произведения Франца Кафки.
11 октября 2023 года — 14 января 2024 года
Новая Третьяковка, Москва
Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения Николая Рериха — не только успешного дореволюционного театрального художника и яркого пейзажиста, но и человека, прожившего сложную жизнь, полную путешествий по экзотическим странам, и властителя дум направления нью-эйдж. К наследию подобной многогранной личности, конечно, можно подойти по-разному, и Третьяковская галерея выбрала наиболее безопасный вариант, рассказывающий о Рерихе именно как о мастере изобразительных искусств (помимо живописи и сценографии, это, оказывается, еще и архитектура). К вернисажу планируют успеть отреставрировать гигантский занавес к балету «Половецкие пляски». Всего собираются представить 130 произведений живописи и графики. Впервые в Москве будут показаны парные картины «Утро княжьей охоты» и «Вечер княжьей охоты» 1902 года, относящиеся к циклу «Начало Руси. Славяне» из собрания Воронежского художественного музея им. И.Н.Крамского.
10 октября 2023 года — 10 марта 2024 года
Музей русского импрессионизма, Москва
Выставка рассказывает о том, что обычно вызывает раздражение у музейщиков, скуку у зрителей и аллергию у коллекционеров, — о буквах «н/х» в графе авторства. Однако Музей русского импрессионизма превратил эту тему в увлекательное приключение-ребус. Работы Серебряного века и первых лет советской власти, собранные из государственных музеев по всей России и из частных коллекций, позволяют окунуться в чистое эстетическое наслаждение живописью, цветом, линией и понять, насколько же на нашу психику влияет магия имени, насколько картина кажется лучше, если она подписана звонкой фамилией. Кураторы специально выбирали максимально эффектные произведения, хоть и утратившие авторство, так что выходить из залов мы будем со слегка скорректированным видением и другим ощущением ценности автографа. Выставка равномерно разбавлена картинами, вернувшими фамилии художников благодаря исследованиям искусствоведов. Среди них — Василий Кандинский, Иван Клюн, Николай Милиоти, Ольга Розанова, Алексей Явленский и другие.
12 октября 2023 года — 21 января 2024 года
Музеи Московского Кремля, Москва
Крупный (и конечно, наполненный золотом) проект о том, как вокруг реликвий и просто царских сокровищ создавались легенды. Например, о том, что «шапка Мономаха» принадлежала князю Владимиру Мономаху, а «трон Ивана Грозного» из слоновой кости, соответственно, Ивану Грозному. Пик создания подобных мифов пришелся на XIX век, эпоху историзма со всплеском интереса к древней российской истории. Благодаря авторам путеводителей XVIII–XIX столетий в кремлевском собрании вдруг оказались «детские доспехи великого князя Дмитрия Донского», «шлем святого Александра Невского», «шлем, наручи и щит князя Мстислава Владимировича», «сабля и цепь великого князя Владимира Мономаха», «шлем великого князя Юрия Всеволодовича», «посохи Андрея Боголюбского и Ивана Калиты». Впоследствии историки Новейшего времени были вынуждены эти легендарные атрибуции опровергать. Перед нами предстанут результаты их научных трудов и сами экспонаты, с которых облетела шелуха мифов — но от этого они не стали менее красивыми.
13 октября 2023 года — 14 января 2024 года
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
Петербургский «Манеж» продолжает исследовать самый неподъемный жанр русского искусства — скульптуру. Вслед за выставкой 2021 года «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева», показавшей величественную панораму дореволюционного искусства, логично следует проект про скульптуру ХХ века. Обещают собрать около 300 произведений 100 знаменитых мастеров, включая представителей импрессионизма, модерна, авангарда, абстракционизма и, конечно же, социалистического реализма. Любопытно, как будет представлена вторая половина века с экспериментами нонконформистов.
Октябрь — декабрь 2023 года
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
После того как совместная выставка Эрмитажа и ГМИИ «Салоны Дидро», летом занявшая почти весь второй этаж здания на Волхонке, закроется и отправится в Петербург (чтобы открыться там в декабре), ее место в тех же залах займет другой совместный проект этих двух тяжеловесов. Хотя испанские коллекции Эрмитажа и Пушкинского музея уступают итальянским и фламандским (главным образом потому, что Екатерина Великая не увлекалась их «шопингом»), среди них есть ряд громких имен и выдающихся произведений, в том числе Диего Веласкеса, Бартоломе Эстебана Мурильо, Хосе де Риберы, Франсиско де Сурбарана и Эль Греко. Отдельная радость: в рамках выставки после прошлогодней паузы собираются возобновить музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», отмена которого вызвала столько печали. Музыка на нем планируется, соответственно, испанская.
8 ноября 2023 года — февраль 2024 года
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
К юбилею художника в Корпусе Бенуа будет открыт посвященный ему крупный монографический проект (вернисаж уже переехал с августа, но мы надеемся, что дальше сдвигов не будет). Это первая большая выставка Василия Сурикова в Северной столице с 1948 года! Произведения из Русского музея будут дополнены работами из Третьяковки и других собраний — всего около сотни. Среди них — знаменитые «Меншиков в Березове», «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы». Русский музей называет этот проект своей главной выставкой 2023 года. Указывают, что позже она отправится в Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова.
Ноябрь 2023 года — март 2024 года