18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Знаменитые коллекции искусства оценены и похвалены — вместе с их владельцами

Маргарет Сколари Барр и Альфред Х. Барр-младший в музее в Венеции. Июнь 1948 года. Фотограф Ли Миллер. Фото: The Museum of Modern Art Archives
Маргарет Сколари Барр и Альфред Х. Барр-младший в музее в Венеции. Июнь 1948 года. Фотограф Ли Миллер.
Фото: The Museum of Modern Art Archives
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Жизнеописания собирателей — в данном случае только французских и американских — преподнесены бывшим британским аукционистом Джеймсом Стоуртоном. Автор говорит, что его занимала не столько коллекционерская иерархия, сколько яркость отдельных фигур

Коллекционирование — чрезвычайно важная, но закрытая практика в мире искусства. Нередко благодаря коллекционерам произведения попадают в историю, а их авторы, при условии этичности сделок, зарабатывают искусством на жизнь. Но публичность любят не все, и даже нашумевшие продажи порой происходят инкогнито. Залы музеев, а иногда и сами музеи, могут быть названы в честь собирателей, но много ли средний посетитель музеев Гетти (Лос-Анджелес) или Хиршхорна (Вашингтон) знает о жизни их основателей? Восполнить этот пробел призвана книга искусствоведа, экс-главы Sotheby’s в Великобритании Джеймса Стоуртона «Великие коллекционеры нашего времени. Франция и США», русский перевод которой вышел спустя 16 лет после публикации оригинала в 2007 году.

В предисловии Стоуртон отмечает, что не стремился написать историю коллекционирования и не претендует на репрезентативность выбора героев. Его книга — набор эссе о коллекционерах-одиночках, супружеских парах или династиях собирателей, которые, по мнению автора, «наиболее ярко демонстрируют время и место… независимо от того, насколько они типичны».

Джеймс Стоуртон. «Великие коллекционеры нашего времени. Франция и США». М.: Слово/Slovo, 2023. 320 с., ил.
Джеймс Стоуртон. «Великие коллекционеры нашего времени. Франция и США». М.: Слово/Slovo, 2023. 320 с., ил.

Первая глава посвящена французским или жившим во Франции коллекционерам: Мари-Лор де Ноай, скупавшей работы Пабло Пикассо и Пауля Клее и финансировавшей фильм «Золотой век» Луиса Бунюэля; легендарным Ротшильдам, в чьих французских особняках и апартаментах вперемешку могли висеть Франсиско де Сурбаран, Бальтюс и Фрэнсис Бэкон; кутюрье Юберу де Живанши и Иву Сен-Лорану; а из более поздних героев — Франсуа Пино.

Вторая глава переносит нас в Северную Америку, где сформировались коллекции не только европейских модернистов, но и национального искусства, внимание к которому со стороны собирателей — архитектора-новатора Филипа Джонсона, финансиста Джозефа Хиршхорна и других — неуклонно росло после Второй мировой войны. Где возникла своя версия англомании (коллекция Пола и Банни Меллон). И конечно же, где сложились коллекции старых мастеров (собрание банкира Роберта Лемана).

Эта часть книги более обстоятельна и дополнена историческими вставками. Например, про идейного вдохновителя нью-йоркского Музея современного искусства (МоМА) Альфреда Барра. Обстоятельна, но, увы, непоследовательна: Пегги Гуггенхайм и ее музею посвящена пространная глава, а вот ее влиятельный родственник, не менее прославленный коллекционер и музеестроитель Соломон Гуггенхайм упоминается по касательной.

Рынок и коллекционирование, по мнению Стоуртона, не тождественны друг другу. «История арт-рынка пишется, когда великие коллекционеры скорее продают, а не покупают». Его интересуют именно коллекционеры, и он невероятно увлечен предметом своего исследования. Он детально и с наслаждением описывает интерьеры их домов (на момент выхода книги многие его герои были живы, и автор встречался с ними лично), полные хрестоматийных произведений искусства, а также исторической мебели, столового серебра или библио­графических редкостей. История некоторых приобретений подробно задокументирована. Пути и стратегии, благодаря которым эти вещи оказались собраны вместе, различны. Греческий магнат Ставрос Ниархос скупал готовые собрания, а Пол Меллон «резервировал картину на несколько дней и тщательно все обдумывал».

Пегги Гуггенхайм в своей галерее «Искусство этого века» на фоне работ Рене Магритта, Леонор Фини, Жоана Миро, Леоноры Каррингтон. Нью-Йорк, около 1942 года. Фото: Издательство «Слово»
Пегги Гуггенхайм в своей галерее «Искусство этого века» на фоне работ Рене Магритта, Леонор Фини, Жоана Миро, Леоноры Каррингтон. Нью-Йорк, около 1942 года.
Фото: Издательство «Слово»

Впрочем, Стоуртон увлечен именно личностями коллекционеров и не скрывает пиетета к тем, о ком пишет в персонализированных главах, тональность коих варьирует от уважительной до экзальтированной. Складывается ощущение, что репутация коллекционеров непогрешима и несомненна, а публичная деятельность лишена противоречий и спорных мест. Субъективность и некритичность автора книги при чтении вызывают чувство дистанции, а от обилия в ней восторженных эпитетов и превосходных степеней начинает рябить в глазах.

Выход издания на русском языке примечателен, но вызывает все же некоторые вопросы. «Великие коллекционеры» дают хоть и беглое, но представление о значимых собраниях, ведь многие вещи из них не экспонировались в России. Вот только текст книги едва ли аналитический и грешит поверхностным подходом, цель которого — констатация «безупречности», «размаха» и «величия» того или иного собрания и породившего его вкуса.

Здесь, впрочем, можно с интересом вычитывать любопытные частности и подробности: историю и провенанс отдельных работ, авторские стратегии собирательства вроде той, что была у библиофила Юбера Хельбронна, предпочитавшего, чтобы «его авторы знали друг друга — любили или ненавидели, не важно — или, если они из разных веков, чтобы между ними существовала некая связь». В своей рецензии на первое издание критик Бенджамин Робертсон отметил, что книга, вероятно, послужит материалом для еще не написанных исследований. Возможно, это наиболее точное для нее определение. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+