18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные

Неизвестный русский художник-мозаичист (предположительно Веклер Е.Я). Мозаика «Петух». Фото: Музее В. А. Тропинина
Неизвестный русский художник-мозаичист (предположительно Веклер Е.Я). Мозаика «Петух».
Фото: Музее В. А. Тропинина
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер

В небольшом выставочном зале Музея Тропинина на 30 кв. м представлено 160 экспонатов из фондов. Такое возможно, потому что все они крошечные: живописные миниатюры, микромозаики, камеи, вышивки бисером, кукольный фарфор, резная кость, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, стекло.

Стеклянный стакан. Бахметьевский завод. Мастер Александр Вершинин. Первая треть XIX в. Фото: Музее В. А. Тропинина
Стеклянный стакан. Бахметьевский завод. Мастер Александр Вершинин. Первая треть XIX в.
Фото: Музее В. А. Тропинина

Среди самых знаменитых произведений — стеклянный стакан первой трети XIX века мастера Александра Вершинина, между двойных стенок которого выложен пейзаж из вырезанных бумажных фигурок и мха. Моду на микромозаики, говорят, ввел Павел I. Они считались предметами ювелирного искусства и создавались из мельчайших кусочков стекла — тессер. Их количество могло доходить от нескольких сотен до 4 тыс. штук на 3 кв. см. Самым известным мастером этой техники был Георг Веклер. Почти столь же миниатюрен и сложен в работе микробисер. В отверстие такого никакая иголка не проходит — только волос. Это рукоделие считалось достойным занятием для дам высшего света.

Кошелек. Бисер. Фото: Музее В. А. Тропинина
Кошелек. Бисер.
Фото: Музее В. А. Тропинина

На выставке представлен миниатюрный сервиз кукольной фарфоровой посуды производства Товарищества Кузнецова. Показана тут и миниатюра в самом распространенном ее значении — памятные портреты в медальонах, а также малоформатная живопись и графика Владимира Гау, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского (он изготавливал даже подарки гостям — писал крошечный морской пейзаж и вклеивал в свой фотографический портрет перед мольбертом).

Музей Тропинина
«Крошечная выставка»
До 27 сентября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+