18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные

Неизвестный русский художник-мозаичист (предположительно Веклер Е.Я). Мозаика «Петух». Фото: Музее В. А. Тропинина
Неизвестный русский художник-мозаичист (предположительно Веклер Е.Я). Мозаика «Петух».
Фото: Музее В. А. Тропинина
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер

В небольшом выставочном зале Музея Тропинина на 30 кв. м представлено 160 экспонатов из фондов. Такое возможно, потому что все они крошечные: живописные миниатюры, микромозаики, камеи, вышивки бисером, кукольный фарфор, резная кость, дамские аксессуары, инструменты для рукоделия, стекло.

Стеклянный стакан. Бахметьевский завод. Мастер Александр Вершинин. Первая треть XIX в. Фото: Музее В. А. Тропинина
Стеклянный стакан. Бахметьевский завод. Мастер Александр Вершинин. Первая треть XIX в.
Фото: Музее В. А. Тропинина

Среди самых знаменитых произведений — стеклянный стакан первой трети XIX века мастера Александра Вершинина, между двойных стенок которого выложен пейзаж из вырезанных бумажных фигурок и мха. Моду на микромозаики, говорят, ввел Павел I. Они считались предметами ювелирного искусства и создавались из мельчайших кусочков стекла — тессер. Их количество могло доходить от нескольких сотен до 4 тыс. штук на 3 кв. см. Самым известным мастером этой техники был Георг Веклер. Почти столь же миниатюрен и сложен в работе микробисер. В отверстие такого никакая иголка не проходит — только волос. Это рукоделие считалось достойным занятием для дам высшего света.

Кошелек. Бисер. Фото: Музее В. А. Тропинина
Кошелек. Бисер.
Фото: Музее В. А. Тропинина

На выставке представлен миниатюрный сервиз кукольной фарфоровой посуды производства Товарищества Кузнецова. Показана тут и миниатюра в самом распространенном ее значении — памятные портреты в медальонах, а также малоформатная живопись и графика Владимира Гау, Исаака Левитана, Ивана Айвазовского (он изготавливал даже подарки гостям — писал крошечный морской пейзаж и вклеивал в свой фотографический портрет перед мольбертом).

Музей Тропинина
«Крошечная выставка»
До 27 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+