Джон Джеймс Одюбон работал над «Птицами Америки» почти 12 лет, с 1827 по 1838 год, и вряд ли догадывался, что создает самую дорогую в мире книгу. Его 435 раскрашенных вручную гравюр представляли собой исчерпывающий указатель американской орнитологии: автор поставил перед собой задачу задокументировать все до единого виды птиц в стране.
Представленные на выставке гравюры входят в собрание библиотеки Национальных музеев Шотландии, где хранится один из около 120 уцелевших оригинальных полных экземпляров сборника. Эти листы почти никогда не экспонируются, так что у посетителей Художественной галереи Комптон-Верни есть редчайшая возможность увидеть их во всем многоцветном великолепии. В экспозиции «Птицы Америки» гравюры показаны бок о бок с письмами, фотографиями и рукописями, рассказывающими об истории произведений и противоречивой фигуре создавшего их человека.
Иллюстрации выполнены в натуральную величину, а их высота составляет почти метр — они напечатаны на так называемых double elephant (буквально «двойных слоновьих») фолио. Их изысканная замысловатость стала эталоном естественно-научной иллюстрации, которая до сих пор высоко ценится, и подготовила почву для орнитологов следующих поколений, в том числе Эдварда Лира и Генри Константина Рихтера.
В иллюстрациях Одюбона есть и подспудный мотив насилия. Огромные мускулистые хищные птицы, вонзающие когти в плоть истекающих кровью кроликов, рыб и лягушек, свидетельствуют о безжалостности автора. Он изучал виды в природной среде, а потом убивал их представителей для своей коллекции, придавая чучелам причудливые позы при помощи проволочного каркаса. Поэтому многие из его птиц изображены в неестественном положении, одновременно изогнувшись и нахохлившись, что обнажает внутреннее противоречие между научным натурализмом и почти романтической вычурностью.
Несмотря на высказывавшиеся сомнения относительно технической точности иллюстраций Одюбона и огромного количества убитых им птиц, его вклад в естественные науки неоспорим. В ходе полевых исследований он открыл более 20 новых видов. Теперь, два века спустя, его серия хранит изображения птиц, которые давно вымерли, в их числе — странствующий голубь и каролинский попугай. Выставку закрывает фильм, рассказывающий о бедственном положении некоторых видов пернатых, которые сейчас находятся под угрозой исчезновения.
В последние годы репутация Одюбона как белого националиста-рабовладельца, активно интересовавшегося френологией, вызывает волну полемики. «Мы считаем, что со сложными историческими реалиями нужно работать, а не делать вид, что ничего такого не было, — говорит куратор выставки Оливер Макколл, — и понимаем, что делать это нужно осознанно и проявляя чуткость».
Специалисты из Национальных музеев Шотландии и общественной организации More Than a Moment помогли галерее встроить экспозицию в более широкий контекст при помощи дополнительной информации, чтобы, по выражению Макколла, «отделить Одюбона как историческую фигуру от мифологизированного создателя „Птиц Америки“».
Примечательно, что галерея приняла решение не включать имя Одюбона в название выставки, последовав в этом примеру сиэтлского отделения Национального Одюбоновского общества, переименовавшегося в 2022 году. Это помогает сместить фокус выставки на сами работы, которые, по словам куратора, «представляют собой по-настоящему уникальные произведения искусства и по-прежнему важны для орнитологии и истории натурализма».
Галерея Комптон-Верни
«Птицы Америки»
До 1 октября