18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Птичек жалко: противоречивая выставка очень дорогих гравюр

Джон Джеймс Одюбон. «Зимний ястреб». Фото: National Museums Scotland
Джон Джеймс Одюбон. «Зимний ястреб».
Фото: National Museums Scotland
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Автор «Птиц Америки» Джон Джеймс Одюбон был неприятной личностью: националистом, рабовладельцем и безжалостным истребителем этих самых птиц. Но его книга остается выдающимся произведением искусства — и по-прежнему самой дорогой книгой в истории

Джон Джеймс Одюбон работал над «Птицами Америки» почти 12 лет, с 1827 по 1838 год, и вряд ли догадывался, что создает самую дорогую в мире книгу. Его 435 раскрашенных вручную гравюр представляли собой исчерпывающий указатель американской орнитологии: автор поставил перед собой задачу задокументировать все до единого виды птиц в стране.

Представленные на выставке гравюры входят в собрание библиотеки Национальных музеев Шотландии, где хранится один из около 120 уцелевших оригинальных полных экземпляров сборника. Эти листы почти никогда не экспонируются, так что у посетителей Художественной галереи Комптон-Верни есть редчайшая возможность увидеть их во всем многоцветном великолепии. В экспозиции «Птицы Америки» гравюры показаны бок о бок с письмами, фотографиями и рукописями, рассказывающими об истории произведений и противоречивой фигуре создавшего их человека.

Джон Джеймс Одюбон. «Зимние совы». Фото: National Museums Scotland
Джон Джеймс Одюбон. «Зимние совы».
Фото: National Museums Scotland

Иллюстрации выполнены в натуральную величину, а их высота составляет почти метр — они напечатаны на так называемых double elephant (буквально «двойных слоновьих») фолио. Их изысканная замысловатость стала эталоном естественно-научной иллюстрации, которая до сих пор высоко ценится, и подготовила почву для орнитологов следующих поколений, в том числе Эдварда Лира и Генри Константина Рихтера.

В иллюстрациях Одюбона есть и подспудный мотив насилия. Огромные мускулистые хищные птицы, вонзающие когти в плоть истекающих кровью кроликов, рыб и лягушек, свидетельствуют о безжалостности автора. Он изучал виды в природной среде, а потом убивал их представителей для своей коллекции, придавая чучелам причудливые позы при помощи проволочного каркаса. Поэтому многие из его птиц изображены в неес­тественном положении, одновременно изогнувшись и нахохлившись, что обнажает внутреннее противоречие между научным натурализмом и почти романтической вычурностью.

Несмотря на высказывавшиеся сомнения относительно технической точности иллюстраций Одюбона и огромного количества убитых им птиц, его вклад в естественные науки неос­порим. В ходе полевых исследований он открыл более 20 новых видов. Теперь, два века спустя, его серия хранит изображения птиц, которые давно вымерли, в их числе — странствующий голубь и каролинский попугай. Выставку закрывает фильм, рассказывающий о бедственном положении некоторых видов пернатых, которые сейчас находятся под угрозой исчезновения.

Джон Джеймс Одюбон. «Каролинские попугаи». 1827–1838. Фрагмент. Фото: National Museums Scotland
Джон Джеймс Одюбон. «Каролинские попугаи». 1827–1838. Фрагмент.
Фото: National Museums Scotland

В последние годы репутация Одюбона как белого националиста-рабовладельца, активно интересовавшегося френологией, вызывает волну полемики. «Мы считаем, что со сложными историческими реалиями нужно работать, а не делать вид, что ничего такого не было, — говорит куратор выставки Оливер Макколл, — и понимаем, что делать это нужно осознанно и проявляя чуткость».

Специалисты из Национальных музеев Шотландии и общественной организации More Than a Moment помогли галерее встроить экспозицию в более широкий контекст при помощи дополнительной информации, чтобы, по выражению Макколла, «отделить Одюбона как историческую фигуру от мифологизированного создателя „Птиц Америки“».

Примечательно, что галерея приняла решение не включать имя Одюбона в название выставки, последовав в этом примеру сиэтлского отделения Национального Одюбоновского общества, переименовавшегося в 2022 году. Это помогает сместить фокус выставки на сами работы, которые, по словам куратора, «представляют собой по-настоящему уникальные произведения искусства и по-прежнему важны для орнитологии и истории натурализма».

Галерея Комптон-Верни
«Птицы Америки»
До 1 октября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+