18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Бахрушинский музей восстановит старинный кукольный театр

Когда-то в ящике действовал механизм для передвижения кукольных фигур. Его попробуют наладить заново. Фото: Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина
Когда-то в ящике действовал механизм для передвижения кукольных фигур. Его попробуют наладить заново.
Фото: Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Вертеп XIX века, изготовленный из дерева и еще нескольких материалов, обретет первоначальный вид — насколько это возможно. Есть надежда, что удастся починить и механизм, когда-то приводивший кукол в движение

Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина приступил к реставрации примечательного экспоната из своей обширной коллекции — белорусского народного вертепа, созданного в XIX веке. Это внушительных размеров кукольный домик, с помощью которого (как, впрочем, и других вертепов) накануне Рождества разыгрывалась сцена появления на свет младенца Иисуса. К домику прилагались 34 куклы, и 18 из них сейчас также находятся в руках реставраторов. То, что домик и куклы сохранились вместе, — редкая удача.

Новостью стала история происхождения этого экспоната. Раньше считалось, что вертеп был куплен в начале XX века самим основателем музея Алексеем Бахрушиным (1865–1929), но в ходе научных изысканий выяснилось, что 115 лет назад кукольный домик входил в коллекцию Академии наук. В выпуске «Известий Императорской академии наук» за 1908 год была обнаружена статья этнографа Николая Виноградова, посвященная этому экспонату. Ученый свидетельствовал о том, что лично «приобрел от Шестакова вертепный ящик с 34 куколками».

Подробное описание вертепа, приведенное в статье, сейчас помогает восстанавливать его в подлинном виде. Ящик, представляющий собой сцену для кукольного театра, состоял из двух частей: нижней, где происходило действие, и верхней, изображавшей церковную кровлю с куполом. Правда, верхний ярус был впоследствии значительно изменен или вовсе сделан заново. «Ранее вертеп подвергался многочисленным чинкам и реставрации — как сама конструкция, так и мелкие детали, — говорит Ольга Головлева, заведующая реставрационной мастерской Бахрушинского музея. — Это следы бытования вертепного театра, и, поскольку внесенные изменения уже являются историей предмета, реставраторы постараются, насколько возможно, сохранить все детали».

Работа реставраторов с музейным предметом. Фото: Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина
Работа реставраторов с музейным предметом.
Фото: Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина

Вертеп создан с использованием дерева, красок, металла, бумаги, ткани, меха, слюды, поэтому к его восстановлению привлекли целую команду специалистов разных профилей. Начнется реставрация с первичной очистки от пыли и поверхностных загрязнений, затем в дело вступят реставраторы по дереву. Чтобы укрепить конструкцию в целом, ее придется частично демонтировать. Собирать обратно будут уже после восполнения утрат. В частности, мастера постараются восстановить механизм для передвижения кукол.

А самими куклами займутся специалисты по текстилю: укрепят нити, разрывы и сечения, восполнят утраты на костюмах. На финальном этапе к процессу подключатся реставраторы по живописи и бумаге. «Они подведут реставрационный грунт в местах утрат, удалят прежние подклейки, укрепят кракелюр и трещины на панелях, восполнят потери в слоях бумаги и фольги. Живопись покроют реставрационным лаком, поскольку за время существования старый лак потемнел и его необходимо сделать тоньше. Конечно же, будут затонированы места потертостей и восполненных утрат», — уточняет Ольга Головлева.

После реставрации вертепный театр станет частью экспозиции в музейно-театральном квартале «Бахрушинский», который откроется совсем скоро.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+