18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Конюшенному ведомству вернули живописные аллегории

Оружие, доспехи и колесницы представлялись заказчикам наиболее подходящими элементами росписей в помещениях Конюшенного ведомства. Фото: Vos’Hod
Оружие, доспехи и колесницы представлялись заказчикам наиболее подходящими элементами росписей в помещениях Конюшенного ведомства.
Фото: Vos’Hod
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В Санкт-Петербурге завершилась реставрация настенных и потолочных росписей работы известного итальянского мастера Джованни Баттисты Скотти. Этот художник создал в столице Российской империи множество произведений, но сохранились из них единицы

Почти восемь месяцев продолжалась реставрация редких росписей кисти Джованни Баттисты Скотти (1776–1830), петербургского художника эпохи классицизма и ампира. Он расписывал самые значимые постройки тогдашней столицы Российской империи, но подлинных его работ сохранилось крайне мало. Росписи в одном из зданий бывшего Конюшенного ведомства и их реставрация — редкая удача для специалистов.

Римские колесницы и сцены состязаний на них, кони, повозки — понятные сюжеты для росписи на стенах здания, входившего в комплекс построек Конюшенного ведомства, расположенного в историческом центре Санкт-Петербурга, рядом со Спасом на Крови, вблизи Зимнего дворца. Эта территория начала застраиваться в 1730-е годы. Тогда здесь были конюшни, жилые помещения для служителей. В XIX веке в перестроенных в стиле классицизм зданиях располагались главным образом различные ведомства. В доме на углу канала Грибоедова и Конюшенной площади находился так называемый мастеровой двор, в одном из исторических интерьеров которого и была обнаружена живопись Джованни Скотти.

В Россию он прибыл в 1780-х годах вместе с отцом, художником Карло Скотти (1747–1823). Работами Джованни в Петербурге украшены интерьеры многих знаменитых зданий: Зимнего, Таврического, Михайловского дворцов, Адмиралтейства, Главного штаба. По эскизам этого художника выполнены барельефы пьедестала Александровской колонны на Дворцовой площади.

Справка
Художники династии Скотти: итальянцы в России

Из всех членов семьи Скотти наибольшую известность получил мастер монументально-декоративной живописи Джованни Баттиста Скотти (русские называли его Иваном Карловичем). За творческие достижения он даже был принят в 1807 году в Императорскую академию художеств. Но и другие представители клана Скотти, перебравшиеся в Россию из городка Лаино, что в Ломбардии, в той или иной мере снискали признание на новой родине.

Первым прибыл с семьей в Петербург в 1784 году Джозуэ Скотти, который прежде успешно работал в Италии и Германии вместе с братом Бартоломео (тот в Россию не поехал, продолжив архитектурно-живописную карьеру в Европе).

Зато следом за старшим братом на берегах Невы оказался Карло Скотти — тоже с семьей. Им обоим чрезвычайно благоволил земляк-ломбардец Джакомо Кваренги, снабжавший престижными заказами и самих братьев Скотти, и их сыновей Пьетро, Джермано, Доменико и Джованни, также избравших художественную стезю. Порой члены семьи даже создавали небольшие временные артели, хотя чаще работали индивидуально. Совокупный список архитектурных объектов, которые они декорировали, и театральных постановок, которые оформляли, поистине огромен. Причем речь не только о Петербурге и пригородных дворцах, но и о Москве и подмосковных усадьбах.

Наверняка и продолжатели рода Скотти не были чужды искусству, но история о них умалчивает — за исключением двух сыновей Джованни. Старший из них, Михаил Иванович Скотти, тоже стал художником и академиком, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. А младший, Иван Иванович, предпочел сценическую карьеру и играл в провинциальных театрах, в частности в городе Выкса Нижегородской губернии.

Еще…

Здание на углу канала Грибоедова и Конюшенной площади — объект культурного наследия регионального значения. Еще сравнительно недавно в доме были коммунальные квартиры; позже его расселили; в последнее десятилетие он сменил нескольких хозяев, которые менялись так быстро, что не всегда успевали следить за состоянием предмета охраны.

«Главная сложность реставрации заключалась в том, что нам пришлось собирать роспись буквально по кусочкам, — рассказала The Art Newspaper Russia Марина Нименская, реставратор, генеральный директор ремонтно-строительной компании «Город мастеров», выполнявшей работы. — Менявшиеся собственники только поддерживали температуру. Через трещины в фасаде протекала вода, живопись пострадала. Но мы сделали все, чтобы сохранить ее максимально, поновлений было очень мало».

Плафон со знаками зодиака и живописными композициями на тему времен года. Фото: Vos’Hod
Плафон со знаками зодиака и живописными композициями на тему времен года.
Фото: Vos’Hod

Художник создал живописный плафон, в центре которого — круг со знаками зодиака, а по бокам — четыре живописные композиции на миткале (тонкое хлопковое полотно) с сюжетами на тему времен года. По периметру помещения — расписная падуга и фриз с изображениями доспехов, конской сбруи и фигур лошадей. Общая площадь живописной поверхности — около 100 кв. м. Из четырех композиций, выполненных художником на миткале, только одна оставалась целиком подлинной, остальные реставраторы восстанавливали. А вот подлинная клеевая живопись Скотти по штукатурке сохранилась почти на 80% — лишь в одном из четырех углов комнаты фреску пришлось дополнять. Расчищен и восстановлен также лепной декор карниза. В распоряжении специалистов были только фотографии середины прошлого века и, конечно, профессиональные опыт и мастерство (большая часть команды, работавшей над росписью, реставраторы первой и высшей категории).

Основные реставрационные работы начались осенью прошлого года и завершились к началу нынешнего лета. Ради сохранения высоких темпов мастера работали буквально в две смены. Как рассказала Марина Нименская, современные специалисты использовали материалы, абсолютно идентичные материалам начала XIX века. Они сами варили краски с мелом и мылом и даже, по ее словам, использовали так называемое твореное золото. Живопись Джованни Скотти отличается рельефностью, скульп­турностью фигур. Золотые блики на этих фигурах выполнялись твореным золотом. Чтобы его получить, листовое золото растирают и варят в смеси клея, меда и еще нескольких ингредиентов. Правда, вместо хлопкового полотна для живописных работ реставраторы использовали льняное.

Расписная падуга и фриз с изображениями доспехов, конской сбруи и фигур лошадей расположена по периметру помещения. Фото: Vos’Hod
Расписная падуга и фриз с изображениями доспехов, конской сбруи и фигур лошадей расположена по периметру помещения.
Фото: Vos’Hod

«Как профессионал, я горжусь нашей реставрацией. Уверена, что ни одна научная экспертиза не найдет ни малейшего повода придраться: все сделано как должно быть, — считает Марина Нименская. — Это заслуга наших мастеров. Многим из них уже приходилось реставрировать живопись Скотти, как, например, Арсению Фоминых, известному петербургскому художнику-реставратору, специалисту по классической живописи. Такие мастера могут „поймать“ руку художника — понять его стилистику, его почерк».

Строительные и реставрационные работы в здании полностью еще не завершены. По их окончании комната с росписью станет частью закрытой инфраструктуры клубного дома Cheval Court девелоперской компании Vos’hod.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+