18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Что нам Африка?

Мишель Окпаре. «Скажи мне, когда найдешь ЕЁ». 2022. Фото: Галерея LIS10
Мишель Окпаре. «Скажи мне, когда найдешь ЕЁ». 2022.
Фото: Галерея LIS10
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В РФ появится Музей культуры стран Африки; другие музеи изучают запасники и устраивают выставки африканского искусства. «Поворот на юг» в культурной политике из-за почти замороженных отношений с Западом вписался в мировой тренд: Африка нынче в моде

Африканская тема в культурной жизни России щедра событиями. К проходившему в июле 2023 года в Санкт-Петербурге второму саммиту Россия — Африка приурочили полдюжины выставок. «Красоту как ритм: женские скульптурные изображения…» показал Эрмитаж, африканская коллекция которого насчитывает 260 предметов. В петербургском Манеже работала выставка «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки»: 300 экспонатов (живопись, скульптура, фотография, видео, инсталляции) 49 африканских художников и 14 их русских коллег. Там же можно было увидеть артефакты из коллекции Фонда развития просветительских инициатив В.Д.Поленова — дар бразильского фотографа и коллекционера Эдди Новарро. Русский музей сделал выставку «Африка в русском искусстве»: более 50 произведений ХIX–XX веков.

В Москве же создается целый музей культуры стран Африки. Он займет здание бывшего Государственного центра современного искусства на Зоологической улице и станет филиалом Государственного музея искусства народов Востока, где хранится самая большая в России коллекция африканских артефактов — 4 тыс. экспонатов. Значительную их часть составили посольские дары второй половины XX века, подарки частных коллекционеров и вещи, приобретенные за последние десятилетия в этнографических экспедициях. Новый музей станет прежде всего культурным центром, местом общения и обмена опытом. Это работа не столько с культурным наследием, сколько модерирование будущего.

Ромуальд Хазуме. «Каблуки». 2015. Фото: Sotheby's
Ромуальд Хазуме. «Каблуки». 2015.
Фото: Sotheby's

Мировой контекст: начало африканской реституции

В западных музеях искусство Черного континента представлено несравненно шире. Африканская коллекция Британского музея насчитывает 200 тыс. единиц, французского Музея на набережной Бранли — 70 тыс., Королевского музея Центральной Африки в Бельгии — 130 тыс. этнографических артефактов, 8 тыс. музыкальных инструментов, 500 тыс. фото и киноматериалов. Национальный музей мировых культур в Нидерландах хранит 450 тыс. африканских предметов.

Большая часть произведений искусства была вывезена (нередко — награблена) в так называемый период борьбы за Африку (1884–1914), в результате которой семь западных держав установили насильственный контроль над 90% континента. Сегодня 90% (!) искусства стран к югу от Сахары хранится вне пределов Африки. Дискуссия о том, что надо покаяться за колониализм и вернуть искусство на родину, идет как минимум полвека. «Народы — жертвы грабежа были не только лишены невосполнимых шедевров, но и лишены памяти, которая, несомненно, помогла бы им лучше познать самих себя и, несомненно, помогла бы другим лучше понять их», — писал в 1978 году тогдашний директор ЮНЕСКО, сенегальский политик Амаду-Махтар Мбоу.

В 2017 году африканскую повестку оживил президент Франции Эмманюэль Макрон. Выступая в Университете Уагадугу в Буркина-Фасо, он провозгласил новую эру: «Французской политики в отношении Африки больше не существует! Есть политика, которую мы можем проводить, есть друзья и те, с кем мы не согласны. Но прежде всего есть континент, которому мы должны посмотреть в лицо».

Маска из дерева в виде головы буйвола. Камерун, культура бамилеке (багам (?).  Конец XIX — начало ХХ в. Фото: Государственный Эрмитаж
Маска из дерева в виде головы буйвола. Камерун, культура бамилеке (багам (?). Конец XIX — начало ХХ в.
Фото: Государственный Эрмитаж

По заказу Макрона сенегальский ученый и писатель Фелвин Сарр и французский искусствовед Бенедикт Савой подготовили исследование об африканском искусстве в государственных музеях Франции. Их опубликованный в 2018 году отчет «Реституция африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений» имел такой общественный резонанс, что авторы попали в число 100 самых влиятельных людей планеты по версии журнала Time (2021). По их мнению, большинство африканских музейных коллекций — овеществленная история насилия и господства. Вырванное из родного контекста, африканское искусство демонстрируется в Европе в лучшем случае как этнологический материал, в худшем — просто как диковины. Долг цивилизованного мира — вернуть искусство Африке. В докладе подробно описываются механизмы реституции.

То, что еще десять лет назад казалось невозможным (французское законодательство рассматривало музейные вещи как неотчуждаемую государственную собственность), вдруг начало происходить. В 2021 году Франция вернула в Бенин 26 скульптур и рельефов, вывезенных из королевских дворцов Абомея в 1892 году, а премьер-министр Франции передал Музею черных цивилизаций в Дакаре саблю Омара Саида Таллу, выдающегося западноафриканского духовного лидера XIX века. Министр культуры Германии Моника Грюттерс в 2018-м сравнила поиск «колониального наследия в коллекциях и музеях» с усилиями по возвращению законным владельцам произведений искусства, награбленных нацистами во Вторую мировую. В 2019 году Музей Линдена в Штутгарте в рамках реституции вернул Намибии Библию и хлыст для верховой езды легендарного Хендрика Витбоя, одного из национальных героев этой страны.

Маска из латуни в виде головы в короне. Нигерия, культура йоруба. Предположительно XIV–XV вв. Фото: British Museum
Маска из латуни в виде головы в короне. Нигерия, культура йоруба. Предположительно XIV–XV вв.
Фото: British Museum

В 2019-м 16 европейских государств согласовали свои действия в данном вопросе. В Великобритании Институт искусства и права разработал руководство для музеев по вопросам африканской реституции. Национальный музей мировой культуры в Нидерландах принял документ «Возвращение культурных ценностей: принципы и процесс» и уже вернул Индонезии инкрустированный золотом большой кинжал «керис», принадлежавший принцу Дипонегоро, лидеру яванских повстанцев и индонезийскому герою, который вел пятилетнюю войну (1825–1830) против голландского колониального правления. Примеры можно продолжать. Африканская реституция — одна из самых горячих тем в мировом арт-процессе.

Мода на современных африканских художников

В 2017 году Фонд Louis Vuitton устроил в своем музее в Булонском лесу в Париже настоящий африканский бенефис под названием «Искусство/Африка. Новая школа». Была показана часть крупнейшей в данной области коллекции Жана Пигоцци — экспозиция называлась «Инсайдеры». Выставка «Будь там» представила работы трех поколений нынешних африканских художников. И наконец, сам фонд продемонстрировал собственное африканское собрание. Событие разрушало инфантильный, сказочно-экзотический образ Африки и являло искусство остро актуальное, полное энергии, идей и перспективное для инвестиций. По подсчетам Artnet, за последние десять лет объем продаж работ современных африканских художников вырос на 434%, составив по итогам 2021 года примерно $40 млн.

Эль Анацуи. «Возьми мою руку». 2005. Фото: Sotheby's
Эль Анацуи. «Возьми мою руку». 2005.
Фото: Sotheby's

Африканские художники стали частью мирового истеблишмента. Самые успешные живут в Европе и США, как, например, выросшая в Нигерии Нжидека Акуниили Кросби. Выпускница Йельского университета, в 2017-м она получила престижную стипендию «для гениев» Фонда Макартуров, ее работы стоят миллионы. Нет нужды представлять ганского скульптора Эль Анацуи (он плетет занавеси из расплющенных алюминиевых крышек от банок), обладателя «Золотого льва» 56-й Венецианской биеннале в 2015 году. Африканцы нередко иронизируют над этнографическим ракурсом, под которым их воспринимают на Западе. Ромуальд Хазуме из Бенина (чьи работы в 2009 году мы видели на 3-й Московской биеннале) делает как бы традиционные африканские маски (кто же не знает, как африканские маски повлияли на Пикассо и кубизм!), но из пластмассового мусора, зубных щеток и канистр.

Глядя ретроспективно, поворотным моментом в модернизации африканского нарратива следует признать выставку «Маги земли» 1989 года, которую сделал легендарный куратор Жан-Юбер Мартен в Центре Помпиду и парке Ла-Виллетт. Именно эта выставка открыла африканским мастерам путь в большие музеи и на международные смотры типа кассельской Documenta и подтолкнула Жана Пигоцци, ни разу не бывавшего в Африке, к тому, чтобы собрать выдающуюся коллекцию ее современных художников.

Нжидека Кросби. «Мама, мать и матерь». 2014. Фото: Нжидека Кросби
Нжидека Кросби. «Мама, мать и матерь». 2014.
Фото: Нжидека Кросби

Что нам Африка?

Российский подход к налаживанию культурного диалога с Африкой изложил в программной статье «Африка как новая реальность» в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 26 июля 2023 года генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его мнению, России нет необходимости извиняться перед африканским обществом за века рабовладения и колониализма. Наоборот, мы горячо благодарны, что одна из африканских стран (какая именно — Эфиопия, Эритрея или Камерун, ведутся споры) опосредованно подарила нам Пушкина. На протяжении 200 лет русские исследователи изучали Африку (Николай Вавилов, Дмитрий Ольдерогге и другие), а Сергей Щукин собирал африканские маски.

Такой подход, с одной стороны, делает русско-африканскую культурную повестку дружественно ровной, но с другой — лишает ее западного драматизма, когда через реституцию африканского искусства западное общество принимает горькую правду о собственном прошлом и проходит через покаяние.

Найдет ли серьезные смыслы новый музей культуры стран Африки — вопрос открытый. Музейный проектировщик Ксения Филатова (бюро Solarsense) считает, что у этого проекта может быть блестящее будущее, ведь Африка по большому счету колыбель всего человечества. К тому же современный музей — это не только демонстрация искусства, но и общение. «Очень важно знакомиться с „другими“. Благодаря разнообразию культур можно учиться лучше слышать друг друга, принимать мнение, отличное от нашего, заимствовать интересные стратегии и паттерны поведения, увеличивать свои интеллектуальные горизонты», — говорит она.

Занеле Мухоли. Нолуази II, Нуоро, Италия. 2015. Фото: Louis Vuitton Foundation
Занеле Мухоли. Нолуази II, Нуоро, Италия. 2015.
Фото: Louis Vuitton Foundation

На работу настроен и доктор наук, замдиректора Музея Востока Илья Зайцев. «Африканская коллекция нашего музея пусть и невелика, но равномерно отражает культуру континента и никак не связана с колониальным прошлым. Наши вещи имеют чистый провенанс. Это дары посольств, миссий, дипломатов, то, что было оставлено в 1960–1970-е годы после выставок африканского искусства в СССР».

Работа над новым музеем ведется с 2019 года. На саммите Россия — Африка в Санкт-Петербурге директор Музея Востока Александр Седов презентовал его концепцию. Одна из текущих задач — приспособить здание на Зоологической улице, которое несколько лет стояло закрытым и требует ремонта, под нужды новой институции. Пока что Музей Востока делает одну-две африканские выставки в год. Так, в 2023-м он показал свое крупное собрание — работы мастеров художественной школы Пото-Пото, основанной в Браззавиле (Республика Конго) в 1951 году и просуществовавшей несколько десятилетий. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+