Африканская тема в культурной жизни России щедра событиями. К проходившему в июле 2023 года в Санкт-Петербурге второму саммиту Россия — Африка приурочили полдюжины выставок. «Красоту как ритм: женские скульптурные изображения…» показал Эрмитаж, африканская коллекция которого насчитывает 260 предметов. В петербургском Манеже работала выставка «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки»: 300 экспонатов (живопись, скульптура, фотография, видео, инсталляции) 49 африканских художников и 14 их русских коллег. Там же можно было увидеть артефакты из коллекции Фонда развития просветительских инициатив В.Д.Поленова — дар бразильского фотографа и коллекционера Эдди Новарро. Русский музей сделал выставку «Африка в русском искусстве»: более 50 произведений ХIX–XX веков.
В Москве же создается целый музей культуры стран Африки. Он займет здание бывшего Государственного центра современного искусства на Зоологической улице и станет филиалом Государственного музея искусства народов Востока, где хранится самая большая в России коллекция африканских артефактов — 4 тыс. экспонатов. Значительную их часть составили посольские дары второй половины XX века, подарки частных коллекционеров и вещи, приобретенные за последние десятилетия в этнографических экспедициях. Новый музей станет прежде всего культурным центром, местом общения и обмена опытом. Это работа не столько с культурным наследием, сколько модерирование будущего.
В западных музеях искусство Черного континента представлено несравненно шире. Африканская коллекция Британского музея насчитывает 200 тыс. единиц, французского Музея на набережной Бранли — 70 тыс., Королевского музея Центральной Африки в Бельгии — 130 тыс. этнографических артефактов, 8 тыс. музыкальных инструментов, 500 тыс. фото и киноматериалов. Национальный музей мировых культур в Нидерландах хранит 450 тыс. африканских предметов.
Большая часть произведений искусства была вывезена (нередко — награблена) в так называемый период борьбы за Африку (1884–1914), в результате которой семь западных держав установили насильственный контроль над 90% континента. Сегодня 90% (!) искусства стран к югу от Сахары хранится вне пределов Африки. Дискуссия о том, что надо покаяться за колониализм и вернуть искусство на родину, идет как минимум полвека. «Народы — жертвы грабежа были не только лишены невосполнимых шедевров, но и лишены памяти, которая, несомненно, помогла бы им лучше познать самих себя и, несомненно, помогла бы другим лучше понять их», — писал в 1978 году тогдашний директор ЮНЕСКО, сенегальский политик Амаду-Махтар Мбоу.
В 2017 году африканскую повестку оживил президент Франции Эмманюэль Макрон. Выступая в Университете Уагадугу в Буркина-Фасо, он провозгласил новую эру: «Французской политики в отношении Африки больше не существует! Есть политика, которую мы можем проводить, есть друзья и те, с кем мы не согласны. Но прежде всего есть континент, которому мы должны посмотреть в лицо».
По заказу Макрона сенегальский ученый и писатель Фелвин Сарр и французский искусствовед Бенедикт Савой подготовили исследование об африканском искусстве в государственных музеях Франции. Их опубликованный в 2018 году отчет «Реституция африканского культурного наследия. На пути к новой этике отношений» имел такой общественный резонанс, что авторы попали в число 100 самых влиятельных людей планеты по версии журнала Time (2021). По их мнению, большинство африканских музейных коллекций — овеществленная история насилия и господства. Вырванное из родного контекста, африканское искусство демонстрируется в Европе в лучшем случае как этнологический материал, в худшем — просто как диковины. Долг цивилизованного мира — вернуть искусство Африке. В докладе подробно описываются механизмы реституции.
То, что еще десять лет назад казалось невозможным (французское законодательство рассматривало музейные вещи как неотчуждаемую государственную собственность), вдруг начало происходить. В 2021 году Франция вернула в Бенин 26 скульптур и рельефов, вывезенных из королевских дворцов Абомея в 1892 году, а премьер-министр Франции передал Музею черных цивилизаций в Дакаре саблю Омара Саида Таллу, выдающегося западноафриканского духовного лидера XIX века. Министр культуры Германии Моника Грюттерс в 2018-м сравнила поиск «колониального наследия в коллекциях и музеях» с усилиями по возвращению законным владельцам произведений искусства, награбленных нацистами во Вторую мировую. В 2019 году Музей Линдена в Штутгарте в рамках реституции вернул Намибии Библию и хлыст для верховой езды легендарного Хендрика Витбоя, одного из национальных героев этой страны.
В 2019-м 16 европейских государств согласовали свои действия в данном вопросе. В Великобритании Институт искусства и права разработал руководство для музеев по вопросам африканской реституции. Национальный музей мировой культуры в Нидерландах принял документ «Возвращение культурных ценностей: принципы и процесс» и уже вернул Индонезии инкрустированный золотом большой кинжал «керис», принадлежавший принцу Дипонегоро, лидеру яванских повстанцев и индонезийскому герою, который вел пятилетнюю войну (1825–1830) против голландского колониального правления. Примеры можно продолжать. Африканская реституция — одна из самых горячих тем в мировом арт-процессе.
В 2017 году Фонд Louis Vuitton устроил в своем музее в Булонском лесу в Париже настоящий африканский бенефис под названием «Искусство/Африка. Новая школа». Была показана часть крупнейшей в данной области коллекции Жана Пигоцци — экспозиция называлась «Инсайдеры». Выставка «Будь там» представила работы трех поколений нынешних африканских художников. И наконец, сам фонд продемонстрировал собственное африканское собрание. Событие разрушало инфантильный, сказочно-экзотический образ Африки и являло искусство остро актуальное, полное энергии, идей и перспективное для инвестиций. По подсчетам Artnet, за последние десять лет объем продаж работ современных африканских художников вырос на 434%, составив по итогам 2021 года примерно $40 млн.
Африканские художники стали частью мирового истеблишмента. Самые успешные живут в Европе и США, как, например, выросшая в Нигерии Нжидека Акуниили Кросби. Выпускница Йельского университета, в 2017-м она получила престижную стипендию «для гениев» Фонда Макартуров, ее работы стоят миллионы. Нет нужды представлять ганского скульптора Эль Анацуи (он плетет занавеси из расплющенных алюминиевых крышек от банок), обладателя «Золотого льва» 56-й Венецианской биеннале в 2015 году. Африканцы нередко иронизируют над этнографическим ракурсом, под которым их воспринимают на Западе. Ромуальд Хазуме из Бенина (чьи работы в 2009 году мы видели на 3-й Московской биеннале) делает как бы традиционные африканские маски (кто же не знает, как африканские маски повлияли на Пикассо и кубизм!), но из пластмассового мусора, зубных щеток и канистр.
Глядя ретроспективно, поворотным моментом в модернизации африканского нарратива следует признать выставку «Маги земли» 1989 года, которую сделал легендарный куратор Жан-Юбер Мартен в Центре Помпиду и парке Ла-Виллетт. Именно эта выставка открыла африканским мастерам путь в большие музеи и на международные смотры типа кассельской Documenta и подтолкнула Жана Пигоцци, ни разу не бывавшего в Африке, к тому, чтобы собрать выдающуюся коллекцию ее современных художников.
Российский подход к налаживанию культурного диалога с Африкой изложил в программной статье «Африка как новая реальность» в газете «Санкт-Петербургские ведомости» от 26 июля 2023 года генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. По его мнению, России нет необходимости извиняться перед африканским обществом за века рабовладения и колониализма. Наоборот, мы горячо благодарны, что одна из африканских стран (какая именно — Эфиопия, Эритрея или Камерун, ведутся споры) опосредованно подарила нам Пушкина. На протяжении 200 лет русские исследователи изучали Африку (Николай Вавилов, Дмитрий Ольдерогге и другие), а Сергей Щукин собирал африканские маски.
Такой подход, с одной стороны, делает русско-африканскую культурную повестку дружественно ровной, но с другой — лишает ее западного драматизма, когда через реституцию африканского искусства западное общество принимает горькую правду о собственном прошлом и проходит через покаяние.
Найдет ли серьезные смыслы новый музей культуры стран Африки — вопрос открытый. Музейный проектировщик Ксения Филатова (бюро Solarsense) считает, что у этого проекта может быть блестящее будущее, ведь Африка по большому счету колыбель всего человечества. К тому же современный музей — это не только демонстрация искусства, но и общение. «Очень важно знакомиться с „другими“. Благодаря разнообразию культур можно учиться лучше слышать друг друга, принимать мнение, отличное от нашего, заимствовать интересные стратегии и паттерны поведения, увеличивать свои интеллектуальные горизонты», — говорит она.
На работу настроен и доктор наук, замдиректора Музея Востока Илья Зайцев. «Африканская коллекция нашего музея пусть и невелика, но равномерно отражает культуру континента и никак не связана с колониальным прошлым. Наши вещи имеют чистый провенанс. Это дары посольств, миссий, дипломатов, то, что было оставлено в 1960–1970-е годы после выставок африканского искусства в СССР».
Работа над новым музеем ведется с 2019 года. На саммите Россия — Африка в Санкт-Петербурге директор Музея Востока Александр Седов презентовал его концепцию. Одна из текущих задач — приспособить здание на Зоологической улице, которое несколько лет стояло закрытым и требует ремонта, под нужды новой институции. Пока что Музей Востока делает одну-две африканские выставки в год. Так, в 2023-м он показал свое крупное собрание — работы мастеров художественной школы Пото-Пото, основанной в Браззавиле (Республика Конго) в 1951 году и просуществовавшей несколько десятилетий.