18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Наивная жизнь Ивана Селиванова мудра и проницательна

Иван Селиванов. «Слоны». 1966. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Иван Селиванов. «Слоны». 1966.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Во Всероссийском музее декоративного искусства показывают почти 100 работ наивного художника, впервые взявшего в руки кисть только на склоне лет и успевшего получить международное признание

Определение «наивный художник» само по себе не обидное, но все же сквозит в нем некоторая снисходительность. Хотя люди эти, как правило, отнюдь не простодушны. Вот и Иван Селиванов (1907–1988), выглядевший на склоне лет как этакий старичок-лесовичок, был интуитивно мудр и по-своему проницателен. И это очень ощутимо в его работах, которые еще при жизни Ивана Егоровича получили мировое признание.

Иван Селиванов. «Моя Родина». 1980. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства
Иван Селиванов. «Моя Родина». 1980.
Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Он родился в бедной семье, в 1946 году впервые увидел настоящую картину, не репродукцию, и загорелся страстью рисовать самому («во всем организме буря поднялась, как в море»). Поступил учиться в московский Заочный народный университет искусств, но разочаровался в наставлениях, записав себе в тетрадь: «Ваша наука от меня отскакивает как от стенки горох». За это его и полюбила советская интеллигенция, а вслед за ней и рафинированная зарубежная публика. На выставке Ивана Селиванова «И была жизнь» представлено 96 его произведений из коллекций Всероссийского музея декоративного искусства и Московского музея современного искусства. Некоторые из них поистине хрестоматийны. А те, что нет, — во многих смыслах не хуже.

Всероссийский музей декоративного искусства
«И была жизнь. Иван Селиванов»
До 22 октября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+